Что происходит с Bank RBK?

Опубликовано
Какие обстоятельства вынудили финансовую организацию ограничить операции по карточкам при 8-месячной прибыли в 2,5 млрд тенге?

Старики говорят: «Если сыграть свадьбу в мае – всю жизнь будешь маяться». Казахстанским банкирам приметы не указ, поэтому о возможном объединении АО Bank RBK и АО Qazaq Banki было объявлено 31 мая. Тогда на пресс-конференции под щелчки фоторепортеров и улыбки подчиненных председатели правления двух фининститутов с гордостью сообщили о завершении переговоров, связанных с подготовкой к объединению банков, и подписали меморандум о взаимопонимании – документ, который является отправной точкой процесса объединения.

Дорожная карта поэтапного слияния двух организаций предполагала, что крупным контролирующим участником новой структуры станет Владимир Ким, которому принадлежит 70% в ТОО «Корпорация Казахмыс». Тогда же были объявлены претензионные планы о вхождении нового «слитого» банка в пятерку крупнейших БВУ Казахстана. Для такого успеха Bank RBK и Qazaq Banki оставалось всего ничего – пройти due diligence или, проще говоря, оценку активов и рисков.

И здесь, видимо, сразу что-то пошло не так – уже 8 июня Национальный Банк вынес письменное предупреждение АО Bank RBK о нарушении «Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня». Всего с начала года RBK получил от регулятора 11 письменных предписаний о нарушении правил и пруденциальных нормативов и два административных штрафа.

В настоящее время акционерами банка, по данным Казахстанской фондовой биржи, являются: ТОО «Дирекция по управлению имуществом «Фонд-инвест» (эта структура входит в «Фонд Первого Президента Казахстана – лидера нации») – 19,04%, Фарид Люхудзяев (руководитель группы казахстанских производственных предприятий и горнодобывающих компаний SBS Group) – 9,53%, Темир Джумаев (9,25%), Динмухамет Идрисов (владелец контрольного пакета УК «Ордабасы») – 7,52%, ТОО «Нур-Экспорт НС» (6,97%), Владимир Ким (6,75%), Уалихан Нурмухамедов (6,74%), Бахаридин Аблазимов (5,5%) и Игорь Мажинов (5,51%).

Все лето банки хранили тишину, но в середине августа в Bank RBK сообщили, что известный казахстанский миллиардер Владимир Ким до конца года вложит в уставный капитал организации 20 млрд тенге. Докапитализацию планировалось осуществить путем дополнительной эмиссии простых акций банка. А спустя всего восемь дней Standard & Poor’s Ratings понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги АО Bank RBK с «В-/В» до «ССС+/С» и рейтинг банка по национальной шкале с «kzB+» до «kzB».

«В последние три месяца показатели ликвидности казахстанского АО Bank RBK ухудшились в связи со значительным оттоком депозитов клиентов. Как следствие, банк в очередной раз нарушил регулятивные требования к ликвидности. Мы отмечаем уязвимость банка в сложившейся ситуации и полагаем, что его способность исполнять финансовые обязательства зависит от того, насколько благоприятной будет бизнес-среда, а также финансовая и экономическая ситуация, учитывая очень низкую долю ликвидных активов и тот факт, что банк пока не получил государственной поддержки», – говорилось в сообщении агентства.

Совсем недавно в АО Bank RBK изменился состав совета директоров. Решением внеочередного собрания акционеров СД покинули Фарид Люхудзяев (председатель), Игорь Мажинов, Данияр Туганбай, Николай Радостовец и Нургуль Ертаева, Нурхан Нурланов. На их место пришли председатель правления банка Марпа Жакубаева и Бопатбек Жайназаров.

Если верить отчетности, то на начало сентября активы АО Bank RBK составили 1 017,3 трлн тенге (в мае – 945 млрд тенге), ссудный портфель – 723 млрд тенге, из них средства клиентов – 594,5 млрд тенге, в том числе вклады физических лиц – 206,7 млрд тенге. Собственный капитал банка пока равен 96,9 млрд тенге, уставный капитал – 64,4 млрд тенге, а прибыль структуры за 8 месяцев составила 2,5 млрд тенге.

Но это если верить официальному отчету финансовой организации. На деле ситуация обстоит иначе. Так, во вторник стало известно, что в банкоматах RBK снятие наличных возможно лишь до 50 тысяч тенге. При этом сотрудники call-центра рекомендовали разделить эту сумму на два транша. В то же время в отделениях банка в долларах было можно снять около $300 – в эквиваленте около 100 тысяч тенге. А если клиенту необходима более крупная сумма, то он может подать заявку, которая будет рассмотрена в течение пяти рабочих дней. Точную дату устранения проблемы пока ни в пресс-службе банка, ни в call-центре не сообщили. На официальный запрос редакции «Къ», банк тоже пока не ответил.

Однако после шумихи в прессе, которая длилась практически сутки, журналистам был разослан релиз. В нем не было объяснения ситуации, лишь содержались очередные заверения, а также скомканная информация об «инициированных Владимиром Кимом переговорах».

«АО Bank RBK (…) сообщает, что банком вырабатывается комплекс мер, направленных на укрепление финансового положения. Данный комплекс мер включает повышение капитализации финансового института, обеспечение дополнительной ликвидности, совершенствование бизнес-модели и работы с проблемными займами. Одним из акционеров банка, Владимиром Кимом, инициированы переговоры с другими акционерами, Национальным Банком РК и правительством Казахстана для выработки комплекса мероприятий. В том числе в рамках сотрудничества государства и частного бизнеса Владимир Ким обсуждает условия докапитализации банка», – сообщили в коротком пресс-релизе представители RBK.

Любопытно, но при этом ряд казахстанских изданий, в том числе и новостных, сохранили на своих страницах баннеры, сообщающие о преимуществах депозитных программ и обслуживании в АО Bank RBK. Надо думать, что такая рекламная компания быстро принесет плоды и очередное слияние банков будет успешным.

Впрочем, некоторые вопросы в данной истории все же вызывают сомнение. Однако сейчас можно лишь предположить, что ограничение выдачи наличных в RBK говорит лишь о том, что банк отчаянно нуждается в ликвидности. Иначе почему успешная финансовая организация ставит под угрозу свою репутацию?! Какие обстоятельства вынудили финансовую организацию ограничить операции по карточкам при 8-месячной прибыли в 2,5 млрд тенге?!

Между тем, еще раз отметим, что в пресс-службах Национального Банка Казахстана и Bank RBK с сентября не могут ответить на запрос «Къ» о финансовом состоянии упомянутой организации. В этой связи можно предположить и то, что и регулятору, и самому банку не хочется отвечать на неудобные вопросы, а также и то, что им есть что скрывать от потребителей финансовых услуг.

В любом случае редакция намерена и дальше отслеживать ситуацию с Bank RBK.

Читайте также