На прошлой неделе от пресс-службы организации стало известно, что финансисты после проведения консультаций и анализа отказались от объединения АО «Bank RBK» с АО «Qazaq Banki». Кто именно сорвал сделку и почему банк резко сократил выдачу наличных осталось загадкой.
Релиз лишь сухо сообщал, что «в настоящее время более целесообразным и перспективным является развитие каждого из банков в качестве самостоятельных финансовых институтов». Видимо, акционеры АО «Bank RBK» уверены, что мера по ограничению выдачи наличных – чрезвычайна целесообразна и бесконечно перспективна.
В RBK, скорее всего, не любят или не знают, как отвечать на неудобные вопросы. Только так можно объяснить двухнедельное отсутствие ответа на запрос «Къ». А вот в Национальном Банке привыкли к неприятностям и стрессам и после долгих раздумий отправили нам письменный ответ на один из двух запросов. Правда, и он вызывает много вопросов, но, сухая статистика и недомолвки регулятора все же лучше молчания.
Итак, в банке первого уровня признали, что «по состоянию на 1 сентября АО «Bank RBK» не выполнял требования по ликвидности. Национальным Банком в рамках мер реагирования и текущего надзорного процесса применены ограниченные и принудительные меры в отношении банка и его крупных участников, с истребованием плана мероприятий по обеспечению финансовой поддержки банка».
В ответе нет конкретной информации о мерах, которые применял НБ РК, но в сентябре банк получил два штрафа (680 тыс. тенге и 907 тыс. тенге), одно предписание и одно предупреждение от регулятора.
Согласно информации Нацбанка, по сравнению с началом года совокупные активы RBK по состоянию на 1 сентября уменьшились на 0,4%, составив 1 017 млрд тенге. В структуре активов наибольшую долю (71%) занимал ссудный портфель — 723 млрд тенге, который с начала года уменьшился на 30 млрд тенге или на 4%.
При этом согласно официальной отчетности, больше всего денег банк занимал предприятиям торговли (33,6%), непроизводственной сферы (28%), промышленности (14,6%) и строительного сектора (14%).
Также в Национальном банке пояснили, что обязательства RBK достигли 920 млрд тенге, уменьшившись по сравнению с 1 января 2017 года на 18 млрд тенге. Причем, в структуре этих обязательств все еще доминируют депозиты клиентов, доля которых занимает 64%.
«С начала 2017 года отмечалось существенное снижение ликвидности в связи с внеплановыми оттоками клиентских средств. В частности, вклады клиентов за восемь месяцев 2017 год снизились на 186,7 млрд тенге (24,1%), составив 587,8 млрд тенге. Вклады юридических лиц составили 381,9 млрд тенге (65% от вкладов клиентов), снижение в сравнении с началом 2017 года – 182,1 млрд тенге (32,3%), вклады физических лиц – 205,8 млрд тенге (35% от вкладов клиентов), снижение с начала 2017 года – 4,6 млрд тенге (2,2%)», — говорится в ответе Нацбанка.
Из этой информации следует, что юридические лица покидают этот БВУ с начала года. При этом большая часть вкладчиков на начало сентября все еще была верна банку. Компании либо заметили резкое снижение качества обслуживания, либо почувствовали недостаток наличных средств. Нам как посторонним наблюдателям остается только гадать. В Национальном банке такими вещами не занимаются, поэтому сухо сообщают следующее:
«В конце сентября текущего года АО «Bank RBK» и его акционеры подали заявку на участие в программе НБ РК по оздоровлению банковского сектора, а также план мероприятий по повышению финансовой устойчивости банка, в котором определены текущие и планируемые параметры развития банка, мероприятия по докапитализации со стороны акционеров, действия по улучшению качества активов (реабилитация заемщиков, принятие дополнительных залогов, взыскание задолженности) до конца 2022 года.
Необходимо подчеркнуть, что базовым принципом программы будет являться солидарное участие акционеров в капитализации банков.
Масштабы поддержки будут определены индивидуально с банком и зависят от потенциального убытка банка и способности акционеров докапитализировать банк, а также выполнения требования других требований Национального Банка РК.
Решение об участии банка в программе на основе анализа и оценки финансовой модели и политики банка будет приниматься коллегиально правлением Национального Банка».
Какое решение примет регулятор в отношении АО «Bank RBK» мы узнаем до конца осени. Но, пока ситуация вокруг этой финансовой структуры имеет все шансы превратиться в «бесконечную историю» поблажек и спасения одного среднего БВУ.
В заключении хотелось бы напомнить, что в состав акционеров АО «Bank RBK» входят: ТОО «Дирекция по управлению имуществом «Фонд-инвест» (эта структура принадлежит «Фонду Первого Президента Казахстана – лидера нации») – 19,04%, Фарид Люхудзяев — 9,53%, Темир Джумаев, Динмухамет Идрисов — 7,52%, ТОО «Нур-Экспорт НС», Владимир Ким, Уалихан Нурмухамедов, Бахаридин Аблазимов и Игорь Мажинов.