Ресурсы

Генпрокуратура выявляет потенциальных жертв педофилии через базы данных госорганов

Высший надзорный орган Казахстана решил усовершенствовать свою работу в выявлении потенциальных жертв насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних

Высший надзорный орган Казахстана решил усовершенствовать свою работу в выявлении потенциальных жертв насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних. По словам заместителя начальника департамента по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры Азамата Дюсембекова, в Усть-Каменогорске в рамках пилотного проекта соответствующая группа риска из 174 семей была сформирована в течение пары минут, после сведения данных различных госорганов в одной программе.

То, что педофилия, как и другие противоправные действия насильственного характера в отношении несовершеннолетних, в Казахстане носит латентный (скрытый) в массе своей характер, известно давно. В Генпрокуратуре, в которой зафиксировали рост регистрации таких фактов на рубеже 2011-12-х годов (с прежних 600-700 фактов до 1200-сот и более в год), по словам Азамата Дюсембекова, признают: многие жертвы и их семьи предпочитают замалчивать такие преступления. И поэтому полной картины распространения этих видов преступлений в стране сейчас не знает никто.

В высшем надзорном органе, разработавшем и реализующем сейчас проект под названием "Дорожная карта "Защитим детей вместе", решили выявлять и предупреждать подобные факты автоматически, с помощью возможностей компьютерных программ. Дело в том, что чаще всего преступления подобного рода совершаются в отношении детей из так называемых неблагополучных, а также малоимущих семей. Причина проста: дети в них, как правило, предоставлены сами себе либо потому, что родители не хотят ими заниматься, либо потому, что родители заняты вопросом зарабатывания денег для выживания семьи практически круглосуточно.

Ранее такие семьи, попадающие в группу риска, выявлялись подворовым обходом сотрудников правоохранительных органов в том или ином населенном пункте. В генпрокуратуре решили ускорить процесс выявления таких семей, выбрав в качестве адреса пилотного проекта Усть-Каменогорск.

"Сейчас у нас цифровой век, создаются базы данных, мы в Усть-Каменогорске запустили пилот, суть которого заключается в том, что всех жителей, зарегистрированных в базе данных этого города, мы пропустили через 15 баз данных 6 госорганов, — сообщил во время онлайн-конференции портала Bnews заместитель начальника департамента по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры. — В процессе выявлялись малоимущие, получающие госсоцпособия, безработные, состоящие на учете у наркологов лица. То есть мы выявили всех, чья семья в силу своего жизненного уровня нуждается в посторонней помощи. И если они находились одновременно в базах данных такого рода хотя бы трех госорганов, мы таких лиц заносили в группу риска", — добавил он.

По словам Азамата Дюсембекова, из 360 тысяч жителей Усть-Каменогорска в итоге в группу риска попали 174 семьи.

"Мы не говорим сразу, что там обязательно что-то происходит, нет, но зато мы за две минуты очертили круг семей, где такое может произойти — раньше, чтобы такую работу подворовым обходом выполнить, у нас ушел бы целый год на Усть-Каменогорск, — заметил он. — Сейчас мы это сделали за две минуты, получили 174 адреса, куда надо просто ногами сходить, самим посмотреть и получить взгляд со стороны — если там все нормально, то попутно еще и помочь этим семьям", — подчеркнул представитель высшего надзорного органа.

В результате такого подхода, по его словам, решается "целый ряд проблем": ребенок из такой семьи, включенной в группу риска, попадает под наблюдение, попутно взрослым членам семьи предлагаются варианты с трудоустройством или даже с оформлением соцпособия.

"Там человек может пособие не получать, потому что не документирован, а не документирован, потому что днем и ночью занят зарабатыванием денег, сходить оформиться некогда, — пояснил Азамат Дюсембеков. — У нас же система социальной поддержки носит явочный характер: написал заявление, его рассмотрят, не написал — о твоих проблемах никто не знает. Мы же такими вещами можем попутно решить вопрос трудоустройства и поднятия уровня жизни этой семьи. Ну, и мы все понимаем, что безработные чаще идут на преступления, если ребенок без надзора, он чаще либо становится жертвой преступления, либо идет на него сам, то есть мы профилактируем большое количество преступлений таким вот подходом", — подчеркнул он.

По его словам, после подведения итогов этого пилотного проекта, этот же метод "вычисления" потенциальной группы риска может быть растиражирован на всю страну.