Словосочетание "казахстанский автопром" еще недавно у многих вызывало лишь усмешку: о каком автомобилестроении можно говорить, при емкости собственного рынка в 18 миллионов населения и наличии таких соседей, как Китай и Россия. Автопрому предрекали быструю смерть, однако отрасль наоборот продолжила развитие, и даже вышла на экспортные рынки. Согласно ГПИИР РК, развитие автомобильной промышленности Казахстана, потянет за собой развитие таких смежных отраслей, как металлургия, производство резиновых изделий, производство стекла, текстильная промышленность, производство электрического оборудования и приборов и пр.
Во всем мире именно автомобилестроение относят к отраслям, тесно связанным с базовыми технологиями. Поскольку именно развитость этого сектора свидетельствует о технологическом уровне. Кроме того, вслед за автомобилестроением начинают развиваться смежные отрасли — сталелитейная и химическая промышленность, электроника, производство резиновых и композитных изделий. И не случайно эксперты, специализирующиеся на модернизации экономики, советуют начинать индустриализацию с развития автомобилестроения. Поскольку этот сектор, представляющий фактически некий комплекс компетенций и технологий тянет за собой сразу несколько отраслей, причем вынуждая их развиваться очень динамично.
Поэтому вполне естественно, что, когда в ГПИИР автопром оказался в числе приоритетных отраслей, это было воспринято с большим скепсисом. Однако производители наладили в стране так называемое "отверточное" производство — то есть, только сборку. Но тогда радужные планы по экспорту продукции казахстанского автопрома с треском провалились, стоило лишь России ввести защитную меру собственного рынка — в виде утилизационного сбора. И автомобили "made in KZ" сразу же оказались неконкурентоспособными.
Впрочем, несмотря на столь очевидные, казалось бы, вещи, правительство продолжало настаивать на необходимости развития автопрома как одного из наиболее перспективных и экспортоориентированных направлений промышленности. В программе ГПИИР определено, что потенциал импортозамещения отрасли составляет 5 миллиардов долларов. Это действительно так: автомобили — одна из крупнейших статей отечественного импорта, однако все указывало на то, что всерьез говорить об импортозамещении не приходится. Сами представители отрасли говорили только о проблемах и падающих объемах и без того небольшого производства, настаивали на необходимости бюджетных вливаний и налоговых преференций.
Тем не менее, статистика показывает обратное. Даже несмотря на то, что казахстанский автопром работал исключительно как сборочное производство, в период за 2010-2013 годы отрасль показала десятикратный рост выпуска автомобилей. Подобных рекордов не демонстрировала ни одна отрасль экономики Казахстана.
За эти же четыре года объем инвестиций в основной капитал достиг 38,6 млрд тенге. В 2011-2013 годах предприятия ввели в строй дополнительные мощности, позволяющие собрать 50,6 тысяч автомобилей ежегодно.
При этом, даже несмотря на "отверточное" производство, отрасль дала мультипликативный эффект, подтолкнув к развитию смежные направления. С расширением производства появилась потребность в дилерских центрах и сервисном обслуживании. Тем самым были созданы сотни новых рабочих мест и увеличился объем поступлений в бюджет. Поэтому вполне закономерно, что один из ведущих автопроизводителей Казахстана — Группа Компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО», на долю которой приходится три четверти автомобильного производства страны, входит в первую пятерку крупнейших налогоплательщиков.
Вторая пятилетка индустриализации стала поворотной для автопрома. Даже при том, что в 2013-2014 годах отрасль демонстрировала активный рост, кризис 2015 года сильно подкосил производство — оно упало в разы. Однако уже в 2016 году начался новый подъем. По вкладу в ВВП автопром значительно превосходил итоги работы легкой, фармацевтической, бумажной промышленности, и медленно, но упорно набирал темп. На сегодняшний день отрасль вернулась к устойчивым показателям роста. Так, по данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», спрос на продукцию казахстанских автозаводов растет на протяжении 11 месяцев, существенно опережая общерыночную динамику. Если в минувшем году на технику локальной сборки приходилось менее четверти рынка, сегодня – 37% дилерского сбыта составляют предложения казахстанских предприятий.
При этом лишь 8% покупателей отечественных автомобилей воспользовались льготными автокредитами. Но в финале года производители ожидают роста их доли – за счет третьего транша, выделяемого в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития на автокредитование. Интерес к продукции казахстанского автопрома поддержит и программа утилизации автохлама: уже в отчетном квартале 6% покупателей сэкономили благодаря полученным скидочным сертификатам.
В целом, вклад отрасли в ВВП показал прирост на 39,2%, или 101,4 млрд тенге, что значительно превосходит аналогичные цифры фармацевтического производства и легкой промышленности. Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал по итогам 9 месяцев 2017 года достигли 3,6 миллиардов тенге против 1,3 млрд тенге годом ранее.
В четвертом квартале, как прогнозируют сами производители, эта динамика сохранится, а объемы производства в натуральном выражении по итогам года будут удвоены. По итогам отчетного периода на территории Казахстана было произведено 13 312 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 101,4 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель в 3 раза. Производство легковых автомобилей выросло в 3,9 раза, достигнув значения 11 575 ед.
Выпуск автобусной техники (448 ед.) по итогам трех кварталов 2017 года превысил показатель годичной давности в 4,5 раз. Производство специализированной автотехники (151 ед.) выросло в 2,3 раза. Выпуск грузовых автомобилей сократился на 20,4%.
По результатам сентября 2017 года с конвейеров казахстанских предприятий сошла 1 501 единица автотранспортных средств (вдвое выше результатов аналогичного месяца 2016 года).
Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 13 129 единиц, что на 64% выше прошлогоднего значения (8003 ед.). Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 37% против 24% в аналогичный период минувшего года. Импорт автомобилей при этом снижается — его объем сократился почти на 10%.
Отрасль вышла и на внешние рынки: по итогам девяти месяцев 2017 года 1 216 автомобилей (9,3% отраслевого сбыта) было отправлено на экспорт в Китай, Россию, Беларусь и Таджикистан. Основная часть зарубежных продаж (81,6%; 992 ед.) пришлась на машины Lada, поставляемые заводом «АЗИЯ АВТО» на рынок КНР. Также за рубеж были поставлены 154 единиц грузовой коммерческой техники Hyundai, 66 легковых автомобилей JAC и 4 автомобиля SsangYong.
Производители называют важным событием на экспортном направлении доступ на рынок Узбекистана. Напомним, власти соседней страны сняли акцизный барьер для продукции казахстанского автопрома. Впервые в истории внешнеторговых отношений двух стран казахстанские автопроизводители могут получить доступ на рынок соседней республики. Впрочем, поставки еще не начались — прежде необходимо урегулировать целый ряд вопросов по преодолению торговых барьеров, связанных в том числе и с техрегулированием.
Если взглянуть на "марочные" предпочтения покупателей казахстанских автомобилей, то в пятерку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки сейчас входят Lada (продажи за 9 месяцев составили 6372 ед.), Hyundai (1369 ед.), KIA (1343 ед.), Chevrolet (1045 ед.) и JAC (509 ед.). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также Ravon (402 ед.), SsangYong (240 ед.), Skoda (182 ед.), Peugeot (135 ед.) и Geely (26 ед.). Впрочем, здесь стоит учесть и ценовую составляющую — на сегодняшний день самыми бюджетными вариантами продолжают оставаться автомобили Lada.
При этом отрасль продолжает развитие не только в количественном выражении. В стране появляются все новые производства. Национальный производитель «AllurGroup» совместно с АО «GM Uzbekistan», производителем и экспортером легковых автомобилей Ravon в Узбекистане, приступили к серийному выпуску модели Ravon Nexia R3 на производственной площадке «СарыаркаАвтоПром» в Костанае. Выпуск седана будет осуществляться на существующих мощностях завода. На первоначальном этапе будет осуществляться SKD-производство седана мощностью от 3 тысяч автомобилей в год, с возможностью поэтапного увеличения объемов производства до 7 тысяч. Следующим этапом сотрудничества станет возможное расширение линейки производимых автомобилей.
Развитие автомобилестроения повлекло за собой становление еще одной новой для Казахстана отрасли — утилизации авто. Так, только в Караганде до конца года будет запущен второй этап проекта по утилизации автомобилей, и уже начнется не просто сбор автохлама, но и его переработка. Созданный в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития завод по утилизации автотранспортных средств ТОО «RecyclingCompany» пока лишь принимает "автоутиль" (с момента запуска предприятия в июле 2017 года принято более 30 тысяч машин), планирует до конца года завершить строительство плавильного и пиролизного цехов. Из отходов вышедших из эксплуатации машин будут производить сталь, алюминий, сплавы цветных металлов, а также резиновую крошку и углеводороды.
Всего же в рамках программы по выкупу старых автомобилей казахстанцы в течение 9 месяцев 2017 года сдали на утилизацию 25 167 единиц техники. За истекшие три месяца с начала второго этапа программы утилизации ВЭТС (с 26 июня по 26 сентября) выдан 1 961 скидочный сертификат на покупку новых транспортных средств. Всего в автосалонах страны был использован 531 сертификат, на которые казахстанцы приобрели 313 автомобилей отечественного производства.
По сути, утилизация автохлама — еще одна новая отрасль, развитие которой "притянул" за собой автопром, продолжив мультипликативное влияние на экономику — новые производства, новые рабочие места, новые виды продукции (не исключено, что в будущем экспортоориентированные), и, соответственно, дополнительные поступления в бюджет страны.
Согласно госпрограмме, в новых секторах экономики, таких, как новые виды транспорта (электромобили), ВИЭ (ветро- и солнечная энергетика), будут востребованы такие традиционные металлы, как медь, алюминий, цинк, титан. К примеру, в электромобиле расход меди и алюминия будет в 4 и 2 раза больше соответственно, чем в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Усилится спрос на более усовершенствованные, качественные и экологически чистые металлы (комбинированные металлы). Также за счет истощения месторождений в мире будет увеличиваться доля вторичного производства металлов из отходов и лома (recycling – переработка).
Изменение процессов производства также является одним из трендов, влияющих на отрасль цветной металлургии. Среди них: ужесточение требования по экологичности производства и повышение энергоэффективности и производительности труда; рост значения комплексной переработки сырья (извлечение попутного металла) и переработки отходов; переход на глубокую переработку сырья и готовые изделия.
Наконец, хотелось бы отметить, что перспективы для развития автомобильной отрасли действительно высоки. Согласно прогнозам KPMG, аудиторской компании «Большой четверки», к 2020 году продажи автомобилей вырастут на 23% по сравнению с текущим уровнем. При этом основным драйвером роста потребления станут развивающиеся страны. Это обусловлено низким уровнем автомобилизации на душу населения и высоким уровнем среднего возраста автопарка в развивающихся странах.