В Казахстане наблюдается замедление роста промышленности
Рост экономики Казахстана в III квартале замедлился до 4.3% г/г, когда как во II квартале был достигнут максимум c 2015 года в 4.8% г/г. Краткосрочный экономический индикатор (>60% от ВВП) в январе-октябре 2017 года замедлился до 5.4%, на 0.4пп меньше по сравнению с периодом с января по сентябрь. Основной причиной замедления роста экономики, по словам аналитиков, стало промышленное производство.
По предварительным данным Комитета по Статистике, рост экономики за 9 месяцев 2017 года составил 4.3% г/г против 4.2% г/г в 1 полугодии текущего года. Таким образом, по расчетам аналитиков, ВВП в 3 квартале замедлился до 4.3% г/г, когда как во 2 квартале был достигнут максимум c 2015 года в 4.8% г/г. С учетом сезонной корректировки, по оценке экспертов, в квартальном выражении рост уменьшился до 1.2% кв/кв в 3 квартале текущего года после пика в 2% кв/кв в предыдущем. Основным драйвером роста экономики остается промышленность (за 9 месяцев текущего года обеспечила 52% прироста) в условиях более благоприятных цен на сырьевые продукты и роста добычи нефти. При этом также достаточно сильное восстановление торговли и подъем в отрасли транспорта обеспечили в совокупности почти четверть роста экономики.
Краткосрочный экономический индикатор (>60% от ВВП) в январе-октябре 2017 годазамедлился до 5.4%, на 0.4пп меньше по сравнению с периодом с января по сентябрь.
Основной причиной стало промышленное производство, затормозившееся до 7.5% г/г в январе-октябре 2017 года (+8.3% г/г за январь-сентябрь). Эффект низкой базы прошлого года отступил: в октябре промышленность произвела всего на 0.6% больше, чем в октябре прошлого года. Для сравнения, с марта текущего года практически каждый месяц рост был на уровне выше 7% г/г.
Больше 70% вклада в увеличение индекса промышленности оказал горнодобывающий сектор: в данном секторе рост составил 10.2% г/г в январе-октябре, +0.5% м/м в октябре (против 11.3% г/г в январе-сентябре, -10.3% м/м в сентябре).
При рассмотрении индекса горнодобывающего сектора с сезонной корректировкой в месячном выражении – объемы производства снижаются со второй половины текущего года и в октябре упали еще на 10% м/м. На уменьшение показателей м/м оказывает влияние снижение производства в добыче сырой нефти (включая газ.конденсат), природного газа, металлов. При этом в октябре показатели с сезонной корректировкой ухудшились: добыча металлов (-2% м/м), природного газа (-5.8% м/м), добыча сырой нефти, включая газоконденсат (-8.1% м/м).
В целом, за период 10 месяцев текущего года темп производства по всем отраслям горнодобывающего сектора замедлился, в среднем на 1пп по сравнению с периодом за январь-сентябрь: сырой нефти, +11.4% г/г (против 12.5% г/г в январе-сентябре), металлов, +8.8% г/г (против 9.7% г/г), добыча угля, +7.8% г/г (против 10.8% г/г).
В обрабатывающей отрасли промышленности производство в январе-октябре выросло на 5.2% г/г, +2.8% м/м (против 5.7% г/г в январе-сентябре, +4.9% в сентябре). Выпуск продуктов нефтепереработки увеличился на 5.5% г/г, +7.1% м/м (против 5.7% г/г в январе-сентябре). В металлургической промышленности — вялый рост, +0.5% м/м: в месячном выражении упало производство черной металлургии (-5.6% м/м), падение компенсировало увеличение производства цветных металлов (+3.5% м/м), что соответственно отразилось на показателе отрасли за январь-октябрь, +6.4% г/г, против +7% г/г за период месяцем ранее.
Валовый выпуск сельского хозяйства вырос на 2.1% г/г за 10 месяцев 2017 года (против 1.9% г/г в январе-сентябре). Ускорился выпуск продукции растениеводства (общая доля в отрасли – почти 60%) до 1.2% г/г (+0.8% г/г месяцем ранее). В аналогичный период прошлого года рост составлял 4.3% г/г, что вдвое больше текущего темпа, видимо, на фоне высокого урожая и низкой базы предыдущего года. Урожай зерновых в 2017 году составил 22 млн т, что на 1.5 млн т меньше прошлого года.
Резкий рост строительных работ в предыдущий период сменился замедлением почти в два раза в текущем периоде до 1.8% г/г (против 3.5% г/г в январе-сентябре). Строительные работы в столице продолжают снижаться, -8.1% г/г, снижение также в Алматинской области (-5.9% г/г). С завершением модернизации Павлодарского НПЗ, объемы строительства в области замедлились также вдвое до 9.8% г/г (против 22.9% в январе-сентябре).
Инвестиции в основной капитал подросли на 6.5% г/г (против 4.4% г/г в январе-сентябре). Увеличились капиталовложения в сельское хозяйство, +4.9% г/г (против 0.6% г/г в январе-сентябре), ускорились инвестиции в торговле +16.3% г/г (против 9.8% в январе-сентябре), операциях с недвижимостью, +16.4% г/г (против 2.5% г/г в янв-сент), обрабатывающей промышленности, +10.4% г/г (против 3.5% г/г в янв-сент). При этом, в условиях подавленного кредитования основным источником финансирования средств остаются собственные средства предприятий.
Торговля по итогам 10 месяцев выросла на 3.2% г/г (против 3% в январе-сентябре): розничная торговля увеличилась на 6.3% г/г, оптовая торговля — на 1.7% г/г. В аналогичном периоде прошлого года отрасль стагнировала, -3% г/г, затем спад закончился в конце прошлого года. В связи с чем, мы ожидаем, что темп реализации товаров к концу 2017г. скорректируется вниз.
Отрасль связи продолжила рост на уровне 3.2% (против 3% г/г в январе-сентябре). Основным драйвером роста остается двузначный темп увеличения услуг сети Интернет (+13% г/г), остальные сегменты показывают вялый прирост (мобильная связь, +0.5% г/г) либо снижение (местная телефонная линия, -6.5% г/г).
Транспорт сохранил прирост на уровне прошлого периода в 4.7% г/г. Грузооборот за 10 месяцев текущего года увеличился на 8% от уровня предыдущего года: за счет увеличения железнодорожного транспорта – на 11% г/г.
Мнение экспертов
Halyk finance отметили, что темп роста инвестиций в основной капитал ускорился в октябре (+6.5% г/г), превышая темп прироста реального сектора (КЭИ: +5.4% г/г), что говорит об оживлении деловой и инвестиционной активности в условиях роста доходов предприятий за счет более благоприятной ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках. Однако, на взгляд аналитиков, пока инвестиции остаются некачественными. Капитальные затраты растут наиболее высокими темпами в отраслях, представленные крупными нацкомпаниями – добыча сырой нефти и природного газа, +26.3% г/г, производство кокса и нефтепродуктов, +67.2% г/г. Тогда как прирост вложений в строительство (+6.1% г/г), торговлю (+16.3% г/г), сельское хозяйство (+4.9% г/г) более скромный, в обрабатывающей промышленности – спад инвестиций в металлургию на 46% г/г. К тому же основной рост демонстрируют капзатраты на покупку машин и оборудования (32% от всего объема инвестиций за период), +14.2% г/г за январь-октябрь 2017 года, что может быть связано с ростом инвестиционного импорта.
Снижение эффекта низкой базы прошлого года и общее замедление производства со второй половины текущего года сдерживает показатели прироста промышленности, обеспечившим 3.8% прироста (70% от КЭИ). Отрасль транспорта, в которой также доминирует крупные нацкомпании, устойчиво обеспечивает более полупроцента прироста к КЭИ. Перспективы ускорения показателей промышленности пока остаются туманными, так как увеличение объемов добычи за счет выхода Кашагана на полную мощность до конца года, по словам министра энергетики, откладывается до 2018 года. В данных условиях, за счет уменьшения эффекта низкой базы (с сентября прошлого года – запуск Кашагана), промышленность продолжит небольшое замедление.
По оценкам экспетов, рост ВВП по итогам этого года может составить 3.3% (предыдущий прогноз 2.9%). Исходя из того, что средний рост экономики за три квартала текущего года равен 4%, высока вероятность, что экономика сможет сохранить набранный темп роста и в четвертом квартале, чему благоприятствуют высокие цены на нефть (выше $60 за баррель с конца октября). Стоит отметить, что более половины прироста экономики обеспечено промышленностью и, в частности, под влиянием возросшей добычи нефти. Данный факт делает текущее восстановление экономики неустойчивым тем более, что при этом имеет место снижение количества занятого населения, не говоря даже о продолжающих падение заработных платах. Таким образом, текущее восстановление экономики носит больше технический характер нежели обусловлено качественными изменениями в экономике.