Современный фармацевтический рынок Казахстана представляет собой довольно сложное экономическое явление. Наряду с общими для всех рынков характеристиками он имеет ряд отличительных особенностей. Так, основные потребители здесь — это государство и население. Они формируют спрос на определенный ассортимент лекарств, удовлетворение которого и является воплощением коммерческой и социальной целей существования любого субъекта рынка. О состоянии фармрынка и перспективах его развития корреспонденту «Къ» рассказал председатель правления «Санофи Казахстан», генеральный директор «Санофи Центральная Азия» Ранга Веларатне.
— Как Вы оцениваете фармацевтическую отрасль Казахстана?
— Фармацевтическая индустрия Казахстана достаточно активно и быстро развивается с момента обретения страной независимости.
Учитывая условия, сложившиеся в постсоветский период, страна проделала довольно хорошую работу, но для того чтобы достичь уровня развитых рынков, предстоит еще долгий путь.
Компания Sanofi присутствует на рынке Казахстана на протяжении 20 лет. Я же являюсь председателем правления около двух лет и наблюдаю положительную динамику развития отрасли.
Но, по моему мнению, чтобы добиться еще большего роста, необходимы изменения и реформы в сфере здравоохранения.
Я вижу большой потенциал казахстанского фармацевтического рынка. Пациенты уже обеспечены многими препаратами, и я верю, что с правильными изменениями инновационные препараты станут еще доступнее.
Общий объем фармацевтического рынка в Казахстане составляет примерно $1,3 млрд Sanofi — один из лидеров рынка, на котором занимает от 6 до 6,5% (в зависимости от источников). Это большая доля, учитывая, что фармрынок республики и всего мира очень сегментированы.
— Какие реформы, на Ваш взгляд, должны быть проведены в системе здравоохранения?
— Реформы, в первую очередь, должны касаться законодательства, с тем чтобы улучшить доступ пациентов к лекарственным средствам и терапии.
В Казахстане наблюдается такая тенденция: около 60–70% людей обращаются в лечебные учреждения и поликлиники напрямую к специалистам, и только около 30% — к терапевтам.
Государство работает в направлении изменения такого процентного соотношения для увеличения количество обращений к врачам общей практики. Такая система поможет снизить нагрузку больниц, так как лечение на ранней стадии различных заболеваний уменьшит количество госпитализаций.
Еще один плюс казахстанской медицины это то, что многие пациенты с диабетом или сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечиваются препаратами благодаря государству. Но некоторые хронические болезни пока остаются непокрытыми, и эту область стоит развивать.
— Как можно изменить сложившуюся ситуацию?
— Необходимо, чтобы в Казахстане увеличилось количество терапевтов, с которыми пациенты могли бы консультироваться, не обращаясь к профильным специалистам.
Если сегодня мы обращаемся в больницу, то нам оказывают помощь бесплатно, однако при обращении в частную клинику необходимо оплатить прием самостоятельно. Новая система Обязательного социального медицинского страхования населения — это по сути расширение возможности получения терапевтической помощи пациентами не только в поликлиниках, но и в частных лечебных учреждениях. И я думаю, что это большой шаг для системы здравоохранения Казахстана, который страна сделает в течение следующих 3–5 лет.
К сожалению, запуск этой системы пока отложили. Но я надеюсь, что в ближайшее время она все же будет запущена, поскольку с каждым годом количество пациентов растет, нагрузка на госбюджет по статьям здравоохранения увеличивается, и в какой-то момент государство может не справиться с потоком пациентов, с людьми, которым необходимо лечение.
А благодаря страхованию большее количество граждан страны сможет получить доступ к лечению, в то же время дополнительное финансирование со стороны работодателей и населения в целом увеличит объем средств на закуп медицинских препаратов.
— Существует мнение, что в странах Центральной Азии население редко обращается к врачам. Люди приходят в медицинские учреждения только в очень серьезных случаях. Вы согласны с таким мнением?
— Да, вы правы, такая тенденция распространена среди стран Центральной Азии. Люди с хроническими болезнями, такими как диабет или заболевания сердечно-сосудистой системы, должны получать лечение в течение всей своей жизни. Но в Казахстане я наблюдаю следующую тенденцию: даже если пациенту ставят диагноз и выписывают курс лечения, он может его не придерживаться или соблюдать рекомендации лишь наполовину. Проблем можно избежать, если следовать предписаниям врача. Многие же пациенты обращаются к врачу только тогда, когда заболевание переходит в острую стадию.
— Как Вы считаете, связано ли это с тем, что в развивающихся странах люди больше озабочены не своим здоровьем, а качеством жизни?
— Дело в том, что в Европе и в Америке пациент, если он обращается к врачу, то может быстро и просто получить доступ к препаратам высокого качества. В Казахстане в последние 25 лет в этом направлении произошел большой прорыв, но я считаю, что доступ к инновационным препаратам может быть усовершенствован.
Кроме того, одной из причин является экономический фактор. К примеру, страны ЕС выделяют порядка 8% ВВП на расходы в сфере здравоохранения. В США это 17–18%, а в Казахстане — всего 4%. Нам предстоит, как видите, долгий путь, но я искренне верю, что эта цифра вырастет.
— Как экономический кризис повлиял на фармацевтический рынок?
— Безусловно, кризис крайне негативно отразился в целом на экономике страны. В связи с изменением курса национальной валюты цены на некоторые лекарственные препараты выросли на 50–60%. В 2015–2016 годах рынок «откатился» назад, и только сейчас начинает восстанавливаться.
Импортные медицинские препараты, поставляемые в Казахстан,закупаются в иностранной валюте, и после девальвации это оказало огромное влияние на бизнес. Некоторым компаниям пришлось уйти с рынка, что в свою очередь повлияло на пациентов.
— Вы не думаете расширять производство в Казахстане, чтобы не импортировать продукцию?
— Наша компания всегда проверяет инвестиционный климат в стране, очень долго взвешивает и решает, куда она может инвестировать и где лучше локализовать производство, чтобы принести пользу пациентам. И на самом деле периодически мы оцениваем возможность локализации при условии запуска производства высокого качества с учетом всех технологических требований.
Хотелось бы отметить, что локализация производства Sanofi в Казахстане не снизит стоимость продукции, потому что для его запуска нам понадобится дорогостоящее оборудование. Кроме того, любой продукт, произведенный компанией Sanofi, проходит строгий контроль на соответствие стандартам качества независимо от того, где пациенты могут его приобрести — в Казахстане, США или Франции.
На сегодняшний день формат, в котором мы работаем, наиболее приемлем для нашего бизнеса. Нередко мы привозим сюда оригинальные препараты высочайшего качества, но оказывается, что их стоимость даже ниже, чем стоимость дженериков, которые производятся в Казахстане.
Поэтому локализация производства не ведет к удешевлению продукта.
— Какими заболеваниями чаще всего болеют казахстанцы?
— На данный момент у нас очень высокий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний — 54% от общего количества смертей по данным ВОЗ.
Также в стране распространен диабет, но люди мало осведомлены об этом заболевании и иногда даже не подозревают о своем диагнозе. Проблема в том, что диабет на ранних стадиях протекает бессимптомно, и пациент узнает о заболевании лишь при осложнениях. В июне мы заключили меморандум с Министерством здравоохранения РК, одним из направлений которого является повышение осведомленности населения о сахарном диабете, ранняя диагностика, улучшение эффективности лечения больных сахарным диабетом врачами-эндокринологами с целью снижения показателей осложнений.
В рамках предыдущего меморандума о взаимопонимании с Министерством здравоохранения мы провели эпидемиологическое исследование NOMAD по изучению распространенности диабета, и результаты, опубликованные в этом году, показали, что 8,2% населения больны диабетом. То есть у каждого 12 взрослого гражданина Казахстана может быть диагностирован диабет. Это достаточно страшные цифры.
— Недавно был презентован новый слоган Sanofi. Расскажите о новой концепции компании.
— Наша миссия и цель Empowering life — придавать силу жизни и приносить пользу пациентам. В качестве примера у нас есть программа стажировки, в ее рамках каждые полгода к нам приходят 15–20 стажеров, которым мы «прививаем» правила, культуру, этические нормы компании, чтобы они в дальнейшем использовали их при работе в разных областях.
Самое основное — это этичное ведение бизнеса и внимание к нуждам пациентов. Это то, что мы пропагандируем среди молодого поколения и среди сотрудников, то, ради чего мы работаем.
Многие полагают, что инвестициями можно считать исключительно строительство, производство и развитие инфраструктуры. В нашем случае инвестиции — это в первую очередь вклад в развитие сотрудников, что принесет пользу пациентам.
В этом году Sanofi во всем мире запустила новый слоган, объединяющий в себе миссию и философию компании, Empowering life — вдохновлять на жизнь, придавать силу жизни. Цель этой миссии — забота о пациентах, чтобы они могли жить полноценной жизнью. Мы уверены, что благодаря новым решениям в области здравоохранения мы вдохновим не только пациентов, но и врачей, наших сотрудников и партнеров.
Биография
Ранга Веларатне — генеральный директор Sanofi Центральная Азия и председатель правления Sanofi Казахстан. В настоящий момент Sanofi Центральная Азия со штаб-квартирой в городе Алматы представлена на территории восьми стран с численностью 86 млн человек (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Армения и Азербайджан).
На протяжении более 17 лет г-н Веларатне работал в различных секторах фарминдустрии и на операционных ролях как в Группе Sanofi, так и в «Санофи Пастер». Он имеет богатый международный опыт управления как в развивающихся странах, так и на развитых рынках Европы и Америки.
Г-н Веларатне присоединился к «Санофи Пастер Австралия» в 2003 году в качестве менеджера по системам и операциям. В 2005 году он переехал в «Санофи Пастер Китай» в качестве директора по поддержке бизнеса, систем и цепей поставок, чтобы в дальнейшем работать во Франции на позиции директора по бизнес-операциям. В январе 2011 года он принял вызов наладить сложный бизнес Sanofi в Корее. До настоящего времени г-н Веларатне занимал позицию директора по развитию бизнеса и стратегических инициатив для Sanofi Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург).
До прихода в Sanofi г-н Веларатне был консультантом в «Андерсон Консалтинг» и корпорации Apriso в Австралии, США, Азии и Мексике.
Он имеет степень бакалавра передовых производственных технологий (Engineering) университета Монаш (Австралия) и степень магистра делового администрирования в Университете LaTrobe, Австралия.
Фото: Олег СПИВАК