Майкл Лалли: «Американские компании заинтересованы в казахстанских студентах, потому что у вас высокий уровень образования»

Опубликовано (обновлено )
Как США видит дальнейшее развитие бизнеса в Казахстане и какие возможности есть у наших предпринимателей в Америке рассказал советник по коммерческим вопросам в странах Евразии в Посольстве США (Москва, Россия) Майкл Лалли

Бизнес не терпит границ, точнее, с развитием современных технологий расстояния государственные границы стран если не стерты, то уже не являются преградой. Прямое тому подтверждение – развитие казахстанско-американских бизнес-отношений. Подробнее о том, как США видит дальнейшее развитие бизнеса в Казахстане и какие возможности есть у наших предпринимателей в Америке рассказал советник по коммерческим вопросам в странах Евразии в Посольстве США (Москва, Россия), глава офисов Коммерческой службы США в Казахстане, России и Украине Майкл Лалли.

– Расскажите немного о потенциально интересных для США секторах в Казахстане?

– Я работал в Казахстане с 1996 по 1999 год в качестве коммерческого атташе. Наша задача – работать с американскими компаниями, найти возможности в Казахстане и расширить наши торгово-экономические отношения.

В течение 25 лет американские компании активно работали и достигли достаточно больших достижений в сфере энергетики, например, компания Шеврон. Американские компании создали несколько тысяч рабочих мест в Казахстане, видя, что здесь можно работать и работать хорошо. В этой области инвестиции сохранятся, но наша основная задача – расширить сотрудничество вне энергетического сектора. Мы знаем, что ваш президент изложил стратегии по развитию страны в программе «Нур Жол» и других. Приезжая через 20 лет вижу, что развитие страны идет. Сейчас мы работаем почти во всех секторах, особенно интересные возможности мы видим в авиации, инфраструктуре, агробизнесе, информационных технологиях и ряде услуг, например, франчайзинге. Не последнее место занимает и образование – мы работаем с американскими университетами, которые всегда ищут казахстанских студентов. Мы видим в этом не только обмен образованием, но еще и культурой и бизнесом.

– Как Вы оцениваете бизнес-климат в Казахстане?

– Больше 200 американских компаний работают в Казахстане, и я считаю это свидетельством того, что здесь есть возможности. Я знаю, что американская торговая палата ведет очень близкий и эффективный диалог с правительством по возможностям расширения бизнеса: продолжается обсуждение вопросов по деловому климату, но главное, есть партнеры, с которыми можно работать.

– Есть ли у США интерес открывать в Казахстане не крупные, а средние предприятия?

– Это все взаимосвязано. Когда крупные предприятия успешно работают, они привлекают сеть других компаний. Мы работаем с малыми, средними и большим компаниям – у нас офисы по всем штатам. Когда мы видим возможность в Казахстане, мы распространяем эту информацию по всем нашим офисам, чтобы компании, которые работают в Европе или в СНГ, могли сразу же подключиться. В качестве примера: есть компания в сфере агропромышленной авиации. Я знаю, что у вас сектор сельского хозяйства развит, но есть потенциал, и это одно из направлений программы «Нур Жолы». Мы работаем с одной не очень крупной (средней) компанией из Америки, которая занимается малой авиацией – поставляет удобрения воздушным путем – у вас огромные территории и это надо делать быстро, эффективно и дешевле.

– Облегчена ли система ведения бизнеса для компаний США?

– Американская торговая палата имеет достаточно позитивный, долгосрочный и эффективный диалог с правительством. Они ежегодно публикуют свой доклад, в котором объясняется, какие есть вопросы на рынке, касающиеся делового климата, и какие рекомендации, чтобы их разрешить. Для нас это как дорожная карта – как работать с правительством. Проводятся ежемесячные совещания при участии премьер-министра, который выслушивает вопросы инвесторов. Главное, что есть диалог с правительством, взаимопонимание и желание выслушать друг друга.

– Теперь наоборот: насколько благоприятны условия для ведения казахстанцами бизнеса в США?

– Есть примеры. Мы приветствуем казахстанские инвестиции. Мы открыты иностранным инвесторам – идет глобальная конкуренция для инвестирования. То, что мы видим в Америке – рынок 350 млн человек, ВВП около $50 тыс. и, понятно, что многие хотят попасть на этот рынок. Из интересных проектов: Soul of nomad – новая американо-казахстанская компания, которая работает в Лос-Анджелесе, по производству текстильной промышленности. Предприниматели из Казахстана приехали в США, вложили инвестиции и теперь шьют высококачественные джинсы на экспорт по всему миру, и я считаю, что это – знак успеха. Мы будем поддерживать такой экспорт. Мы хотим, чтобы таких примеров было больше.

– Какой объем инвестиций США в Казахстан и наоборот?

–Казахстан является 78-м крупнейшим торговым партнером США, в общей сложности оборот двусторонней торговли в 2016 году составил $1,9 млрд. Американские фирмы инвестировали более $50 млрд в период с 1993 по 2016 год. Эти компании сосредоточены в секторах нефти и газа, бизнес-услуг, телекоммуникаций и отраслей электроэнергетики.

– Есть ли какие-то льготные условия для открытия бизнеса казахстанцами в Америке?

– У нас работает при министерстве торговли ведомство «Выбирайте Америку». Оно необходимо, чтобы привлечь инвесторов в США, чтобы они выбирали не Европу или какие-то другие страны, а Америку. У нас работают консультанты и для казахстанских инвесторов, все начинается с консульства США в Алматы или посольства в Астане, там можно получить консультацию. Например, предприниматель хочет создать логистическую компанию. Ему подскажут, где это лучше сделать. Наши консультанты при министерстве торговли могут рассказать о возможностях и связать потенциальных инвесторов с соответствующими кластерами. То же самое с властями на уровне штатов – они сами предлагают программы и льготы, будь то налоговые послабления, подключение к инфраструктуре, льготы на землю. Но все это делается на местном, а не федеральном уровне.

Кроме того, мы привозим в США деловые делегации для посещения различных выставок по строительству, здравоохранению и другим отраслям, на которых представлены сотни американских компаний. Есть возможность организовать встречи с интересующими компаниями. У нас из Казахстана как минимум 6 делегаций. Желательно, чтобы компания работала несколько лет, имела достаточно большие обороты, опыт по экспорту, работала или хочет работать с иностранными инвесторами, может, компания уже представлена на европейском рынке, но хочет расширить сотрудничество и обосноваться на американском. Мы видим в этой нише интересные возможности.

– Интересны ли США стартапы?

– Стартапы тоже интересная ниша. В основном наши делегации направлены на результат 12–24 месяцев. Стартапы, в основном, находятся на начальном уровне и у них мало средств, и, наверное, мы подождем, пока они подрастут. Но внимание обращаем – маленькая компания сегодня – это большая компания завтра.

– Какие условия по визе?

– Да, существует специальная виза инвестора. Есть определенные правила и требования по ее получению, как например, определенная сумма в определенной отрасли.

– Как политика раздачи виз согласовывается с политикой Трампа?

– В Казахстане есть многократная виза сроком на 10 лет. Это один из самых упрощенных режимов в мире. Что касается инвесторов, мы работаем, в первую очередь в рамках закона. Но я также знаю, что очень много казахстанских студентов, бизнесменов, академиков, художников путешествуют в США без проблем, и я считаю, что эта тенденция продолжится. Я вижу, что есть поток казахстанцев в штаты и наоборот – из Америки в Казахстан.

– Какие ниши интересны и свободны для казахстанцев и какой «пороговый уровень» входа?

– В пример хочу привести образование – американские компании заинтересованы в казахстанских студентах, потому что у вас высокий уровень образования и ваши выпускники хорошо образованы, особенно в направлениях науки, инженерии, технологии, математики. Я не могу назвать цифру, но знаю, что многие казахстанские специалисты в области информационных технологий работают на многих американских предприятиях. У вас – высококачественные выпускники. В каком именно секторе казахстанцы могут работать – не могу сказать однозначно. Главное – предпринимательство, у кого есть идея, желание, способности привлечь инвестора производить и развивать дело. Никаких ограничений нет – все сферы открыты.

– Казахстан стремится отойти от сырьевой экономики. Как Вы видите этот процесс? Вы были здесь 20 лет назад, насколько это удается и какие еще шаги, с вашей точки зрения, нужно предпринять Казахстану?

– Это вопрос не только для Казахстана, но и для многих стран: как сбалансировать экономику, чтобы не зависеть от одного или другого сектора. Прошло почти 20 лет, и я вижу, что за это время сильно развита инфраструктура, работает агробизнес, упаковка сельскохозяйственной продукции, видим мощное развитие авиации – недавно «Эйр Астана» объявила о расширении авиационного парка, а это значит, что будет развитие туризма и других сфер. Это всегда процесс.

Справка:

Майкл Лалли – советник по коммерческим вопросам в странах Евразии в Посольстве США в городе Москве (Россия), возглавляет офисы коммерческой службы США в Казахстане, России и Украине, которые занимаются поддержкой американских компаний. С 2014 по 2016 год г-н Лалли был заместителем министра торговли по Европе, Среднему Востоку и Африке в Вашингтоне, округ Колумбия, где он отвечал за торговую политику и развитие бизнеса американских компаний в Европе, Среднем Востоке и Африке.

Фото: Олег СПИВАК

Читайте также