На этой неделе АО «Разведка добыча «КазМунайГаз» объявило о намерении выкупить свои глобальные депозитарные расписки и произвести делистинг с Лондонской и Казахстанской фондовыми биржами. В причинах и следствиях очередного проекта отечественных нефтяников разбирался «Къ» вместе с инвестиционными банкирами.
В планах АО «Разведка добыча «КазМунайГаз» – объявить тендер по выкупу своих ГДР по цене $14 за одну бумагу. В настоящее время материнской компании – АО «НК «КазМунайГаз» – принадлежит 58% акционерного портфеля дочерней структуры, 34 находятся в свободном обращении и еще 8% принадлежат самой РД КМГ. Стоит отметить, что эти акции относятся к казначейским бумагам, то есть они могут принадлежать только эмитенту, но при этом не обладают правом голоса.
При условии успешной сделки АО «НК «КазМунайГаз» будет иметь по меньшей мере 75% прав голоса в РД КМГ, и уже после этого сможет купить все находящиеся в обращении простые акции, не принадлежащие НК КМГ.
Ожидается, что эта операция будет проведена «на тех же экономических условиях, что и тендерное предложение в отношении глобальных депозитарных расписок». Как заявили в пресс-службе структуры, позже в АО «Разведка добыча «КазМунайГаз» дополнительно созовут внеочередное собрание акционеров для принятия решения об отмене листинга депозитарных расписок компании на Лондонской фондовой бирже и листинга простых акций компании на KASE.
«Ожидается, что запуск тендерного предложения в отношении ГДР будет единогласно одобрен как советом директоров компании, так и ее независимыми неисполнительными директорами», – подчеркнули в РД КМГ.
Впрочем, профессиональных участников рынка проект национальной компании не удивил. «Предложение о выкупе акций РД КМГ является ожидаемым, учитывая планы выхода на IPO материнской НК КМГ – в рамках госпрограммы приватизации, рассчитанной до 2020 года. Акции АО «НК «КазМунайГаз» должны быть размещены на торговой площадке Международного Финансового центра в Астане, – сообщил подробности заместитель директора Halyk Finance Станислав Чуев. – В различных источниках указывается 2019 год в отношении сроков публичного листинга нацкомпании. Таким образом, с учетом необходимых процедур по выкупу акций миноритарных акционеров и подготовки самой НК КМГ к размещению, для делистинга РД КМГ сейчас самое подходящее время».
С этим мнение согласен и председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров. Он также отметил, что государственная компания не скрывала своих намерений о делистинге ценных бумаг.
«Бумаги выкупаются по цене $14 за расписку, т. е. с премией около 19% к цене по состоянию на 1 декабря. Это действие является обязательным условием и частью стратегии материнской компании РД КМГ по подготовке к планируемому IPO в 2019–2020 гг. Соответственно уже сегодня расписки торгуются на уровне $13,5 в ожидании утверждения этого решения. Если делистинг РД КМГ в будущем все же произойдет, возможно инвесторы смогут торговать акциями материнской компании вскоре после IPO. Предлагаемая цена, на наш взгляд, является достаточно справедливой. Необходимо далее изучить условия выкупа», – поделился своим мнением глава АО «Сентрас Секьюритиз».
Надо сказать, что рынок быстро отреагировал на новость крупнейшей углеводородной компании Казахстана. Так, уже на следующий день на KASE простые акции РД КМГ выросли в цене на 12%. В ожидании равноценного выкупа на 18% подорожали привилегированные акции.
«В начале 2018 года запланирован выход на IPO материнской компании НК КМГ. Для проведения первичного размещения материнская компания, возможно, реализует программу выкупа простых и привилегированных акций АО «Разведка добыча «КазМунайГаз» по балансовой стоимости – 30 639 тенге. На 13 декабря запланировано заседание совета директоров РД КМГ, на котором, вероятно, будет решаться вопрос о параметрах buy back. Аналитики инвестиционной компании «Фридом Финанс» предлагают использовать идею быстрого роста – акции АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз».
Инвестбанкиры ожидают повышенного интереса инвесторов к бумаге из-за спекуляций на тему обратного выкупа. Потенциал роста ожидается в 8% в краткосрочной перспективе», – полагают эксперты АО «Фридом Финанс».
При этом, по словам аналитиков, решение о делистинге в долгосрочной перспективе будет иметь отрицательные последствия.
«На данный момент для местного рынка акций последствия скорее негативные – уже было заявлено также о намерениях выкупить и все простые акции РД КМГ, что будет означать уход компании с Казахстанской фондовой биржи. В данный момент на KASE наблюдается дефицит привлекательных эмитентов, ценные бумаги которых представляют интерес для инвесторов, а уход РД КМГ еще более усугубит данную ситуацию и приведет к снижению ликвидности на рынке. Неизвестно, насколько успешным окажется проект МФЦА, и в любом случае потребуется значительное количество времени для того, чтобы торговая площадка заработала в проектном режиме. Скорее всего нас ждет снижение активности торговых операций на местном рынке в течение ближайших 2 лет», – спрогнозировал заместитель директора Halyk Finance.
Напомним, ранее НК КМГ уже делала предложения о выкупе акций миноритарных акционеров РД КМГ. Например, в 2014 году при средней цене барреля нефти в $99,5, НК КМГ намеревалась выкупить свои бумаги на $18,5 за одну депозитарную расписку. В конце 2015 года баррель стоил уже $53,6, поэтому предложение казахстанского углеводородного гиганта тогда опустилось до $7 за ГДР. И через год «Разведка добыча «КазМунайгаз» была готова купить по $9 каждую бумагу. Сейчас цена выросла до 14.
Если рынок примет это предложение, то Казахстанская фондовая биржа рискует навсегда потерять только-только начавшийся рост на рынке акций вместе с незыблемыми позициями главной торговой площадки страны, а проект МФЦА получит неоспоримое преимущество в виде крупнейшей компании страны перед KASE.
Но уход с Лондонской фондовой биржи отразится и на АО «Разведка добыча «КазМунайгаз». Строгие требования одного из крупнейших рынков мира, а также присмотр за отечественными нефтяниками иностранных инвесторов, практически полностью лишает казахстанских специалистов творческого потенциала для применения серых схем в бизнесе.
Будут ли столь суровы требования Международного финансового центра «Астана»?