С января 2018 года начнет свою работу Международный финансовый центр «Астана». Острый вопрос возможного противостояния двух фондовых площадок до сих пор остается без ответа. Одни игроки фондового рынка полагают, что в стране, в принципе, не нужна вторая биржа. Другие уверены, что главе KASE придется уподобиться королеве из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», которой надо бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте.
По словам главы МФЦА Кайрата Келимбетова, Финансовый центр «Астана» должен стать центром локальной экспертизы, а публичное размещение акций национальных компаний позволит развить местный рынок капитала, что откроет возможности для продвижения площадки Астаны на региональных рынках.
«Создание гибкого регулирования и экспертизы в новых отраслях, таких как «зеленое» финансирование, исламские финансы, новые финансовые технологии, позволят МФЦА занять нишу на глобальном рынке. В 2018 году мы планируем обеспечение выпуска акций и долговых инструментов… В июле 2018 года планируется проведение официальной международной церемонии открытия МФЦА».
По его информации, все подготовительные работы уже завершены, разработаны правила для профессиональных участников рынка капитала на бирже, отвечающие международным стандартам, проведены последние тесты программного обеспечения, а биржа зарегистрирована как участник МФЦА.
Предполагается, что первое размещение на бирже МФЦА будет государственное. Как сообщил министр финансов Бахыт Султанов, через площадку МФЦА планируется осуществление, выпуск и размещение государственных ценных бумаг на бирже МФЦА в I квартале 2018 года. Кроме того, рассматривается возможность выпуска государственных исламских ценных бумаг.
«У нас есть поручение главы государства по выпуску в первом полугодии следующего года сукук. Мы отрабатываем с МФЦА размещение на этой площадке», – пояснил г-н Султанов. Планируется, что на площадке МФЦА будут действовать принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса и стандарты ведущих мировых финансовых центров, а международный арбитражный центр будет рассматривать споры в случае наличия между сторонами арбитражного соглашения.
Дуализм на рынке был всегда
Еще в сентябре 2017 года на встрече с журналистами заместитель председателя Казахстанской фондовой биржи (KASE) Андрей Цалюк, комментируя вопрос о том, как работа МФЦА в Астане может отразиться на KASE в Алматы, заметил, что KASE в любом случае продолжит развиваться в рамках утвержденной стратегии.
«Наша площадка действует давно, и на данный момент KASE обладает огромными возможностями по проведению разного рода торгов, в том числе золотом и долговыми обязательствами. Биржа обслуживает приватизацию, «Народное IPO», мы оказывали содействие в разработке механизмов их проведения. После запуска биржи МФЦА «Астана» расстановка сил может поменяться, но пока о чем-то конкретном говорить рано. Выбор за правительством и участниками торгов», – отметил Андрей Цалюк.
По мнению заместителя председателя правления KASE Натальи Хорошевской, в Казахстане всегда существовала практика выхода эмитентов на внешние рынки, и самым популярным был британский рынок. Следовательно, «дуализм существовал всегда и всегда у казахстанских компаний был выбор – привлекать или инвестировать средства на внешнем или на внутреннем рынке».
«Вполне возможно, что мы (МФЦА и KASE. – «Къ») будем конкурентами. Я пока не могу сказать, как сложится наше сосуществование даже в среднесрочной перспективе. Посмотрим, – сказала г-жа Хорошевская в интервью Къ.
«Очень хотелось бы, чтобы МФЦА составил конкуренцию именно внешним рынкам, чтобы казахстанские компании, особенно крупные, которые имеют потребность в привлечении значительного финансирования, могли привлекать это финансирование внутри страны. Для любой казахстанской компании это более комфортно, менее затратно. Поэтому, я думаю, если будет больше размещений внутри страны за счет привлечения МФЦА иностранных инвесторов, от этого выиграет и МФЦА и KASE», — добавила она.
Кого выберут эмитенты?
На самом деле вопрос о том, какую площадку выберут участники фондового рынка, задается уже не первый год. Сейчас, по словам инвесторов, пока ясно лишь то, что в любом случае нужна какая-то инфраструктура и понятные процедуры работы. Если все эти инструкции приведут к лучшему результату, большим успехам, естественно, и эмитенты, и профучастники пойдут работать на ту площадку, где они смогут реализовать свои цели.
Впрочем, пока последние лишь осторожно пробуют почву. «В целом, мы готовы работать с МФЦА, готовы рассматривать новые возможности с точки зрения инвестиций, с точки зрения выхода из проектов. Но в любом случае, чтобы предметно говорить на эту тему, мне кажется, надо вначале дождаться открытия МФЦА, начала его работы, и потом уже – о том, какую долю рынка кто у кого будет забирать», – заметил «Къ» менеджер по инвестициям компании VTB Capital I2BF Анвар Сейфуллин.
Аналогичного мнения придерживается и представитель АО «Фридом Финанс». «На мой субъективный взгляд, нашему рынку достаточно одной биржи на сегодня. Будет ли эффективность в создании двух площадок? Тоже вполне возможно, потому что МФЦА с другим контекстом, работает с другим направлением, с другим законодательством. И поэтому я не отрицаю, что, создав площадку с другими правилами, мы в итоге получим плюс. На самом деле, сейчас трудно судить. Давайте запустим, поработаем, а там уже можно будет сделать какие-то выводы, – пояснил в комментариях «Къ» председатель правления АО «Фридом Финанс» Роман Миникеев.
«На МФЦА, вообще, предполагается торговля не только нашими, казахстанскими инструментами, понятными нашим инвесторам, но и зарубежными ценными бумагами. Предполагается, что они будут активно привлекаться и торговаться. Мы считаем, что в этом случае нам будет интересно участвовать там. Но, опять же, у нас есть Казахстанская фондовая биржа, мы ее тоже поддерживаем, мы на ней работаем. На сегодняшний день это наша единственная площадка. Но что будет дальше, там посмотрим. Инвестору ведь на самом деле не важно, где покупать, где инвестировать. Для него важна технологичность, чтобы все работало правильно и можно было бы получать хороший доход. Где это будет реализовано, туда инвестор и пойдет», — добавил он.
С такой трактовкой согласен и экс-председатель совета директоров АО «Асыл—Инвест», ныне позиционирующий себя как предприниматель и инвестор Габиден Балгинбеков. Впрочем, он не замедлил напомнить, что в отличие от KASE за спиной МФЦА стоит Акорда. «МФЦА – это скорее административный ресурс, и у них есть все шансы, чтобы выйти с серьезными предложениями на рынок. Если они исполнят то, что заявили, а у них очень большие шансы, и инвестиционные компании пойдут туда, потому что будут хорошие инвестиционные идеи. На мой взгляд, эмитенты «Казатомпром» или «Эйр Астана» очень привлекательны. Здесь вопрос лишь в цене. Будет хорошая и привлекательная цена, поверьте, там будут толпиться инвесторы. Ведь на самом деле инвестору нет разницы, где и на какой площадке крутиться. Там, где будут подходящие инструменты, там, где будет доходность, там и будут инвесторы. Кто предложит лучшее, туда и пойдут. Это рынок, конкуренция. Если МФЦА сделает все, что они заявляют, поверьте, там будут находиться многие, и я в том числе, потому что не хочу упускать возможность заработать. Конечно, я согласен, что у нас не стихийный, а регулируемый рынок. Но объективно все же МФЦА пользуется большей поддержкой», – резюмировал Габиден Балгинбеков.
Что остается KASE?
Впрочем, размышляя над вопросом выбора – KASE или МФЦА, отдельные участники отечественного фондового рынка сходятся во мнении, что, по всей видимости, Казахстанской фондовой бирже придется искать новые инструменты и механизмы, чтобы привлечь новых эмитентов и удержать старых.
«Деталей я не знаю, но полагаю, в любом случае у них (МФЦА. – «Къ») есть мандат, есть доверие, есть все инструменты. Не скажу, что мы с запуском МФЦА сразу получим какой-то мгновенный эффект, но пытаться и пробовать надо. Здесь важно, чтобы люди несли ответственность – персональную и моральную, – заметил «Къ» экономист, директор Центра прикладных исследований «ТАЛАП» Рахим Ошакбаев. – Хотя, конечно, если МФЦА проявит реальную активность, оттянет на себя каких-то интересных эмитентов, особенно квазигоссектор, то, безусловно, он с KASE будут прямыми конкурентами. Условно, такие компании, как КТЖ или КМГ, где они будут размещаться? Все очевидно. Если они выбирают МФЦА, понятно, что это сильно снижает перспективы KASE».
Вместе с тем экономист не сомневается, что в этом случае KASE необходимо будет максимально активизировать свои силы и попробовать воспользоваться так называемым «эффектом Черной Королевы», суть которого сводится к относительности эволюционной системы, когда для поддержки своего существования необходимо постоянно изменяться и адаптироваться к существующей среде.
«С приходом Алины Алдамберген (председателя правления KASE. – «Къ») площадка серьезно активизировалась. Но, к сожалению, этого мало. Ей в наследство достался такой нисходящий тренд площадки, что нужно бежать в десять раз быстрее, для того чтобы сохранить эту площадку и оставить этот центр в Алматы, а не в Астане», – говорит Рахим Ошакбаев.
В свою очередь, глава АО «Казына Капитал Менеджмент» Аскар Достияров уверен, что KASE надо сделать ставку на малый и средний бизнес. «Мы планируем работать с МФЦА. Более того, мы уже общаемся с МФЦА, потому что мы видим, что объективно есть большие и явные преимущества от создания такой инфраструктуры, в частности для наших фондов прямых инвестиций», – подчеркнул он в комментариях «Къ». А на вопрос о Казахстанской фондовой бирже инвестор пояснил: «Если сравнивать МФЦА, который расположен в Астане, и KASE, находящуюся в Алматы, то Алматы – это центр предпринимательства, которое базируется на МСБ, сфере услуг и прочем. Мне кажется, что KASE должна стать биржей для МСБ. На днях мы обсуждали концепцию развития рынка Private equity, где инвесторам предоставляется дополнительная возможность для инвестирования, проведения свободных торгов долями участия в проектах МСБ на фондовом рынке, и если эта концепция будет успешно реализована, то я ожидаю, что объем торгов и объем активности на этой площадке должны быть гораздо выше, чем на тех, которые существуют давно на базе KASE».
По мнению эксперта МФЦА, создается большой хаб, для того чтобы приходили огромные институциональные и международные инвесторы. И, в принципе, если есть возможность получать большую капитализацию для отечественных игроков от повышенного инвестиционного спроса, который будет создавать МФЦА, то в совокупности это будет положительным моментом для всей страны в целом.
Впрочем, надо признать, что участники фондового рынка все же не преминули заметить, что попытка создать хаб международного уровня – далеко не первая. Здесь вкратце напомним, что 5 июня 2006 года президентом РК был подписан закон «О региональном финансовом центре города Алматы», согласно которому РФЦА должен был представлять собой особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников финансового центра и заинтересованных лиц, направленный на развитие финансового рынка Республики Казахстан. Значительно позже, объясняя застой отечественного фондового рынка, руководитель Public Policy Research Center Меруерт Махмутова отмечала: «В 2008 году мы с коллегами подготовили план развития РФЦА до 2015 года. Тогда мы писали, что одним из показателей достижения высокого уровня конкурентоспособности фондового рынка Казахстана и становления международного финансового центра в Алматы следует считать обеспечение роста доли ценных бумаг иностранных эмитентов, торгуемых на внутреннем рынке, сопоставимой с уровнем ведущих бирж Азии и приближенной к уровню развитых стран (5–10%). К сожалению, фондовый рынок ни на шаг не приблизился к этим показателям. И причин тому много».
Сегодня одной из причин эксперты называют разницу между планами и реальностью. Одно дело, говорят они, когда все идет по запланированному сценарию. В этом случае, по их мнению, неизбежна профессиональная конкуренция двух площадок. И совсем другое, когда свое веское слово вносит реальность. Ведь, как правило, реализация планов всегда отличается от намеченного. Но тогда в силу вступают уже совсем другие вопросы.
Впрочем, пока очевидно лишь одно, и на этом мнении сходятся все эксперты, – выживает тот, кто способен меняться. И формула успеха здесь крайне проста: будет доходность – будет инвестор, не будет доходности – не будет и инвесторов.