Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев представляет обзор рынка основных валют с 3 по 10 января 2018 года.
Доллар так и не полюбили…
Да, доллар не смог пока приобрести достаточно активных сторонников. Валютный рынок будто ждал начала январских торгов, чтобы заставить американскую валюту снова отступать. Принятый конгрессом и подписанный президентом под Рождество билль, сокращающий налоги для компаний-резидентов США с 35% до 21%, воодушевляет фондовые биржи, открывшиеся после праздников с рекордным недельным подъёмом, но… не оказывает заметно положительного влияния на курс доллара. Медленно, но верно американская валюта продолжает терять позиции, не взирая ни на состоявшиеся благополучно три повышения ставки в Америке в 2017 году, ни на подтверждённый официальный прогноз госпожи Йеллен и остальных «комитетчиков», где прописаны ожидания ещё трех повышений ставки и в 2018-ом.
Ставки ставками, но по сравнению с запредельными прибылями фондового рынка, доходность корпоративных облигаций или гарантированных казначейством долларовых активов вовсе не так велика. А другие центробанки всё активней заявляют о планах сворачивания стимулирующих программ. Некоторые, как Банк Англии и Банк Канады, тоже потихоньку принялись за повышение ставок – чего от них ждали намного позже. А вот от ФРС намного более активных действий ждали слишком долго: в последние годы именно эти ожидания определяли несколько завышенный курс доллара. Рынки держат нос по ветру, ещё и чувствуя, что роль американской валюты в международных расчётах с приходом Трампа снижается и неизбежно станет ещё меньше.
Но это среднесрочный горизонт – а локально, если судить по протоколам ФРС, опубликованным 3 января – в товарищах из комитета там согласья нет. И траекторию процентных ставок на ближайшие годы – одни считают слишком низкой, другие – слишком высокой. Умеренно «радикальная» партия условных «ястребов» считает: ставки придётся поднимать быстрее – а сокращение налогов поможет подстегнуть экономический рост. Почти такое же число так называемых «голубей» из комитета пишут, что слабая инфляция заставит, наоборот, с повышением ставок не спешить. Как именно повлияет сокращение налогов на экономику, тоже нет единого мнения. В одной из строк протоколы утверждают, что налоговая реформа могла бы стимулировать потребительский спрос и капиталовложения, но участники расходятся, насколько существенным будет это влияние, и оценить его масштаб заранее не берутся. А «некоторые руководители ФРС» высказали предположение: уже состоявшиеся к концу 2017 года рост спроса и ускорение экономического роста – как раз и представляют собой опережающий эффект налоговой реформы на ожиданиях, что она будет принята.
… однако предел слабости виден
Держа в уме все эти соображения, основная пара EUR/USD не только легко проверила на прочности уровни цен выше 1.20, но и весьма вольготно себя там чувствовала. И даже британский фунт, забыв про все потенциальные проблемы, вызванные выходом из Евросоюза, весь декабрь не спускался ни разу ниже 1.33 единиц за доллар, и Новый год уверенно начал у отметки 1.36, позже облюбовав себе более спокойный, но по-прежнему высокий коридор чуть ближе к 1.35. Канадская валюта укреплялась до 1.2350, хотя ещё 20 декабря курс был 1.2850, то есть на 500 пунктов выше: на слабость американской валюты накладывается мощная серия данных по Канаде, где инфляция и темпы роста превосходят ожидания, а платёжный баланс продолжает улучшаться благодаря дорогой нефти. Хорошо чувствуют себя и другие сырьевые валюты: австралийский и новозеландский доллар прибавили порядка 3.5%, и даже мексиканский песо, ослабленный опасениями пересмотра торговых соглашений с США, отыграл в январе половину декабрьских своих потерь.
Тем не менее, валютный рынок несколько избыточно отклонился, по всей видимости, в сторону слабого доллара, и начинает медленно возвращаться. Показательна 5 января весьма спокойная реакция на новость о меньшем, чем ожидалось, количестве рабочих мест, созданных в США за декабрь: на этой информации ни евро, ни британский фунт, ни большинство других валют, никаких максимумов уже не обновляли, а лишь подёргались, и уже 9-10 января доллар стал понемногу восстанавливать силы без каких-либо свежих катализаторов.
Не разворот скорее, а «флэт маркет»
Непохоже, чтобы тренд на ослабление доллара был готов смениться сразу существенной силы трендом на его укрепление. Например, британская и австралийская валюта за 3 торговых дня (по состоянию на утро 10 января) снизились от пиков менее чем на одну фигуру. Курс доллара к японской валюте выше уровня 113 иен за доллар нестабилен и соскальзывает – удерживается так высоко только за счёт силы фондового рынка: индекс японской биржи Nikkey взлетел на исторические максимумы 21 века, а выше был он только в 90-е, до азиатского кризиса… Евро к доллару даже до 1.19 спустился пока крайне неохотно, больше на закрытии позиций. Неудивительно, на днях Бенуа Кере из ЕЦБ заметил: «имеется разумный шанс, что наше октябрьское решение продлить выкуп активов будет последним». При таком новостном фоне технически доллар может подрасти к некоторым из валют в пределах 1-1.5%, однако вряд ли более. «Флэт маркет», то есть боковая тенденция, будет пока преобладать.