Управляющий директор АО «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов сообщил о возможности первичного размещения акций крупнейшей коммуникационной компании страны до конца первого полугодия.
Соответствующие сведения были озвучены Рахметовым на заседании правительства 16 января, в ходе которого заслушивался отчет о выполнении программы приватизации непрофильных государственных активов.
«Особое внимание в фонде уделяется приватизации семи крупнейших национальных компаний, три из которых уже ведут подготовку к возможным сделкам IPO, — сказал Рахметов. — В частности, фонд рассматривает возможность размещения акций Казахтелекома до конца первого полугодия 2018 года, также планируется завершение подготовки к IPO Казатомпрома и AirAstana к четвертому кварталу 2018 года», — добавил он.
Представитель фонда заметил, что окончательный срок размещений будет определяться с учетом финансового состояния компаний, макроэкономической ситуации и мировых цен на сырье.
«В отношении компаний КазМунайГаз, Самрук-Энерго, Казпочта и КТЖ ведётся работа по определению ключевых параметров возможных IPO, которые планируется провести в 2019-2020 годах», — добавил он.
В свою очередь, министр национальной экономики Тимур Сулейменов, говоря об изменениях в плане приватизации, отметил, что реализация 14 активов перенесены в периметр IPO их материнских компаний в целях повышения их стоимости. Речь идет, в частности, о 5 активах АО «НК «КТЖ» (АО «Казтеміртранс», АО «Пассажирские перевозки», АО «Багажные перевозки», АО «Вагон сервис», АО «Пригородные перевозки»); 7 активах АО «НК «КМГ» (ТОО «Урихтау Оперейтинг», ТОО «Павлодарский нефтехимический завод», TH KazMunaiGas N.V., ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс», ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод», ТОО «KMG Automation» ТОО «Тениз Сервис») и 2 активах АО «НК «Казахтелеком» (ТОО «Нурсат+» ООО «КТ-АйИкс»).
Одновременно Сулейменов упомянул о включении в список приватизируемых активов 168 «новых» объектов, что премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев воспринял как саботаж программы инвентаризации гособъектов: премьер решил, что речь идет о появлении в стране уже после требования главы государства по сокращению количества госучреждений, новых государственных компаний.
«В чем суть этой инвентаризации? Мы одной рукой сокращали, другой еще больше соорудили. Почему создается все это? Одно ликвидировали, тут же создали новое то же самое. Инвентаризацию завершили, перечень объявили, почему новые появились?», — пытал Сагинтаев растерявшегося Сулейменова.
Тот, наконец, понял, что вызвало критику премьера — и уточнил, что 168 компаний — это компании, которые после инвентаризации дополнительно были отправлены на приватизацию, а не вновь были созданы. Однако премьер-министр тут же уточнил, создавались ли за это время новые госкомпании — и Сулейменов вынужден был признать, что создавались, хоть и не в количестве 168-ми.
«Мы инвентаризацию завершили, перечень объявили. Почему новые появляются? Мы же будем бесконечно так работать», — отчитал министра Сагинтаев. Сулейменов в ответ пообещал предоставить «подробную справку» о причинах их появления, что вызвало новую порцию критики со стороны главы правительства.
«Вы пришли сегодня с докладом: в голове надо держать, а не у своих подчиненных спрашивать, требовать справку. Поэтому и получаются у вас новые предприятия: потому что нет никакого контроля абсолютно — что хотят, то и делают», — заключил Сагинтаев.