Умут Шаяхметова упрекает главу Нацбанка в «закручивании гаек»

Опубликовано
По ее словам, у Нацбанка может возникнуть конфликт интересов между надзором и участием в управлении банками

Председатель правления Народного Банка Умут Шаяхметова считает, что основные изменения в регулировании банков в последнее время идут только на ужесточение и не направлено на развитие. Такое мнение она высказала на юбилейном V ежегодном саммите топ-менеджеров финансового блока CFO IDEA EXCHANGE & NETWORKING EVENT 2018.

По словам Умут Шаяхметовой, прошлый – 2017 год стал переломным для финансового сектора страны. Так всего за 12 месяцев регулятор сумел серьезно поддержать банковский сектор.

«Программа Нацбанка включала в себя поддержку системообразующего Казкоммерцбанка и меры по повышению финансовой устойчивости крупных БВУ. Общая сумма госпомощи составила 3,05 трлн тенге. Все самые серьезные проблемы в банковской системе уже решены, и если еще что-то произойдет, то это не окажет значительного влияния на всю банковскую систему», — отметали глава АО «Народный банк Казахстана».

Напомним, согласно государственной программе поддержки финансовой устойчивости Казкоммерцбанк получил 2,4 трлн тенге на погашение проблемных кредитов (2,1 трлн из госбюджета, 0,3 трлн из Нацбанка). В общей сложности на счета Цеснабанка, Банка ЦентрКредит, АТФБанка, Евразийского банка и Bank RBK поступило 650 млрд государственных вливаний на условиях субординированного долга сроком на 15 лет под льготные процентные ставки.

Согласно расчётам экспертов Народного банка, помощь НБ превысила по БЦК и Цесна банку 50% от собственного капитала. В АТФБанке субординированный заем составил свыше 100% от капитала. Этот же показатель в Евразийском банке равен 150%, в Bank RBK около 250%.

«Отчетность банков, получивших помощь, не отражает фактического уровня проблемных кредитов. Напомню, что 5 банков стали участниками программы. В случае, если банки не смогут вернуть заем НБ, тогда долг может перерасти в акции, и Нацбанк станет акционером этих БВУ. Таким образом, может возникнуть конфликт интересов между надзором и участием регулятора в управлении банком», — подчеркнула Умут Шаяхметова.

Также в прошлом году начался переход Нацбанка от форматизированного к риск-ориентированному регулированию и надзору. Так, началось внедрение стандартов Basel III в банковской системе, внедрение стандартов Solvency II на страховом рынке и внедрение стандартов финансовой отчетности для создания более адекватных провизий на кредитные убытки.

«Основные изменения регулирования идут только на ужесточение, то есть регулирование не направлено на развитие. НБ, напротив, только завинчивает гайки. Моя точка зрения – ни один государственный орган в РК не имеет столько полномочий, как Национальный Банк. Нацбанк уже сейчас может прийти и участвовать в управлении любого банка! Здесь вопрос воли руководителя регулятора», — заключила глава Народного банка.

Читайте также