Новость о возможной продаже доли «КазМунайГаз» компании Shell вызывает у аналитиков много вопросов. Но в том случае, если сделка состоится, «КМГ», по их мнению, окажется в выигрыше.
На прошлой неделе стало известно о том, что существует вероятность продажи доли АО «НК «КазМунайГаз» англо-голландской нефтяной компании Shell. Об этом сообщило издание Bloomberg, ссылаясь на источники, близкие к сделке.
КМГ предложила Shell долю в компании для увеличения своей стоимости перед IPO, запланированным на 2019 год. Shell согласилась рассмотреть предложение», – сообщили в Bloomberg, добавляя, что сама «КМГ» и ее мажоритарный акционер – госфонд «Самрук-Казына» – данное заявления комментировать отказался.
Данная новость порождает много вопросов. «Къ» выяснил, что на этот счет думают эксперты.
По мнению замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Натальи Мильчаковой, из-за того, что компании отказались от комментариев, а агентство Bloomberg является единственным источником информации, отнестись к ней следует критически.
«О вероятности в процентах, состоится ли сделка или нет, пока говорить сложно. Можно только предположить, что такая сделка в принципе была бы возможной, хотя пока непонятно, какой процент акций «КМГ» мог бы быть выставлен на продажу. Соответственно, не вполне ясны и цели возможного вхождения европейской компании в капитал «КМГ». Для Shell теоретически покупка такого привлекательного актива в развивающейся стране – это выгодное спекулятивное вложение в преддверии IPO «КазМунайГаза», кроме того, это возможность фактически приобрести долю в перспективных проектах «КМГ» в сфере добычи нефти и газа», – считает г-жа Мильчакова.
А вот эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что сделка вполне вероятная:
«Shell участвует в совместных проектах по всему миру, поддерживая свой портфель в актуальном состоянии. Введенные США санкции против российского нефтегазового сектора могут ограничить активность Shell в РФ, в том числе в совместных проектах с «Газпромом». Почему бы в этом случае не зайти по соседству в крупнейшую казахстанскую нефтегазовую компанию? Тем более что Shell уже участвует в ряде проектов в Казахстане, включая Кашаган, и должна неплохо знать этот рынок. Покупка доли в «КМГ», кроме того, что акции растущей компании в инвестиционном портфеле сами по себе приносят дополнительную стоимость, вероятно дадут возможность Shell, находясь в составе акционеров «КМГ», активнее сотрудничать с казахстанской компанией в новых проектах».
Примечательно, что «КМГ» от данной сделки, по мнению экспертов, может только выиграть. Причем сразу по нескольким позициям.
«С одной стороны, для «КМГ» это возможность увеличить свою капитализацию на будущем IPO, с другой – подчеркнуть привлекательность своих акций для международных инвесторов. В принципе, если сделка состоится, это будет напоминать хорошо известный российский опыт, когда «Роснефть» в 2006 году накануне IPO объявила о том, что к ее акциям проявляет интерес международный консорциум инвесторов, в том числе ВР и Petronas, и это способствовало повышенному интересу иностранных инвесторов к акциям компании», – замечает эксперт «Альпари».
Shell, в свою очередь, заявила агентству Bloomberg, что согласно бизнес-стратегии компании, постоянно изучаются возможности по преобразованию ее портфеля, однако коммерческая тайна не позволяет комментировать деятельность по его управлению.
В Bloomberg также отметили, что высокий уровень цен на нефть ($64,53 за баррель Brent по данным на 14 марта, на 12:30) вызывает оптимизм нефтяных компаний и стимулирует инвестирование, в то время как крупнейшие производители все еще неохотно тратят деньги.
Один из приоритетов Shell – снизить долговое бремя, приобретенное в ходе покупки BG Group в 2016 году, отмечает Bloomberg. На этот факт также обратила внимание и Наталья Мильчакова:
«Англо-голландская корпорация имеет серьезную долговую нагрузку, и сможет ли она потратить деньги на приобретение акций «КМГ» без ущерба для обслуживания своего долга, пока неясно. Также неясно, по какой цене приобретет Shell акции «КМГ», и как сумма сделки скажется потом на цене и итогах будущего IPO».
Так или иначе, состоится данная сделка или нет, покажет лишь время.
Справка:
АО «НК «КазМунайГаз»
Казахстанский национальный оператор по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородов. Представляет интересы государства в нефтегазовой отрасли. 90% акций компании принадлежат госфонду «Самрук-Казына», 10% – Национальному банку Казахстана.
Shell
В Казахстане данной компании принадлежат доли в международном консорциуме по разработке Кашаганского месторождения NCOC (16,807%) через аффилированную компанию Shell Kazakhstan Development, консорциуме по разработке Карачаганакского месторождения KPO (29,25%) через аффилированную компанию «Би Джи Карачаганак Лимитед», СРП по разработке лицензионного участка «Жемчужины» в казахстанском секторе Каспийского моря (55%) и Каспийский Трубопроводный Консорциум (5,4%).