Ресурсы

EU Reporter: Когда Европа перестанет быть убежищем для беглых олигархов?

Почему власти разрешают людям, которые подпадают под международные ордера на арест, а в некоторых случаях многочисленные запросы о выдаче, оставаться в их странах?

По какой-то причине Европа в последние годы стала «убежищем» для воров и бандитов, которые лишили многие бывшие советские государства общественных активов. На эти вопросы постарался ответить журнал EU Reporter.

Как известно, яркими примерами являются случаи казахского беглеца Мухтара Аблязова и его соратников, Виктора и Ильяса Храпунова, а также Ботагоз Джардемали.

Аблязов, осужденный в Казахстане за растрату активов в размере $7,6 млрд из БТА-банка, бежал из страны в Великобританию, где он потребовал политического убежища. Подвергнутый английскому Высокому суду по делу о замораживании активов, которое он проигнорировал, лишившись статуса беженца, он снова сбежал, тем самым избегая 22-месячного тюремного заключения за неуважение к суду. В настоящее время он проживает во Франции, где он также отбывал тюремное заключение. Имеются невыполненные ордера на выдачу на его имя от Казахстана, России и Украины. Франция не намерена выполнять эти ордера.

Виктор Храпунов, бывший мэр Алматы, также бежал из Казахстана, добившись значительного состояния от коррупционных сделок с недвижимостью. Первоначально он нашел приют в Литве, которая не проявляла желания исполнять ордера на выдачу или уведомление об аресте от Интерпола. На момент написания он остается в Красном списке Интерпола и ему предъявлены обвинения: в «создании и руководстве организованной преступной группы или преступногосообщества; экспроприации или хищения доверенной собственности; мошенничестве; легализации денежных средств или иного имущества, полученного незаконно; злоупотребление официальными полномочиями; получение взятки».

Храпунов был назван в Высоком суде Англии и Уэльса соучастником Аблязова в незаконной передаче активов в нарушение судебного приказа. В настоящее время он проживает в Швейцарии.

Сын Храпунова, Ильяс, также известен полиции и также находится в «красном уведомлении» Интерпола. Ему предъявлены обвинения в «создании и руководстве организованной преступной группой или преступным сообществом; легализациии денежных средств или другого имущества, полученного незаконно». Украинские власти также хотели бы добраться до него. Как и его отец, он в настоящее время проживает в Швейцарии и, как и его отец, находится в безопасности от экстрадиции. Кстати, Храпунов-младший — зять Мухтара Аблязова.

Ботагоз Джардемали является бывшим членом правления БТА Банка и была так называемой «правой рукой» Мухтара Аблязова. Источники даже предполагают, что она была любовницей Аблязова. В 2009 году она бежала из Казахстана.

Она переехала в Бельгию, где смогла установить различные деловые интересы. Ее деловым адресом в Брюсселе является также юридическая фирма Ruchat Lexial, основанная Эммануилом Рушатом, специалистом в области иммиграционного, уголовного и политического права.

Бельгийские власти до недавнего времени казалось, не замечали присутствия и деятельности Джардемали своей стране.

Почему национальные власти разрешают людям, которые подпадают под международные ордера на арест, а в некоторых случаях многочисленные запросы о выдаче, оставаться в их странах? Люди, которые, как в случае с Аблязовым, даже совершили преступления и получили тюремные заключения в государствах-членах ЕС?

Может ли это иметь какое-либо отношение к миллиардам, которые они приносят с собой, или это могут быть контакты высокого уровня, которыми они пользуются? Известны слухи о связях с видными европейскими бизнесменами и даже с королевскими особами.

Законодательство Великобритании о богатстве должно использоваться для захвата британских активов олигархов и других лиц, подозреваемых в получении прибыли от преступлений. В прошлом году былпринят Закон о финансах, полученных незаконным путем, но в силу он вступил только сейчас. США также сосредоточены на деятельности олигархов.

ЕС и, в частности, Европейский парламент усиливают давление на налоговые гавани, хотя есть сильная оппозиция со стороны некоторых государств-членов, таких как Люксембург, которые заинтересованы в сохранении статуса-кво.

«Эти инициативы будут очень важны для тех, как наши четыре фигуранта, а также их высокопоставленных покровителей в государствах-членах и за его пределами», — пишет EU Reporter.

Будут ли виновные привлечены к ответственности, или деньги продолжат говорить, как они это делают сейчас?

Фото: W-n.com.ua