Новости

Интересы инвесторов при приватизации АО «Казгеология» будут учтены – компания

По каждому из геологоразведочных проектов будет проведена независимая оценка стоимости долей

До приватизации АО «Казгеология» будет проведена независимая оценка долей нацкомпании и компаний-инвесторов. Кроме того, будет учтено мнение каждой компании-инвестора, заявил председатель правления АО «Казгеология» Галым Нуржанов.

«Вы знаете, что есть виды приватизации. Например, когда нас включили в список приватизации. Мы уже попали в постановление правительства и у нас министерство национальной экономики спрашивало: какие основные условия? Мы, конечно, в первую очередь, спрашивали у инвесторов. Мы попали же в этот список. Они предлагали разные условия», — сказал он журналистам 29 марта.

«Некоторые говорят: да, не проблема, мы готовы работать с новым акционером. Некоторые говорят: нет, дайте нам выкупить свою долю. Некоторые говорят: нам хотелось бы чтобы государство оставалось в лице другой компании. Есть проекты, которые у нас находятся, для которых не нашли еще партнеров. Тогда я могу просто сказать, что есть правила приватизации. Там мы расписали: желание инвесторов, которые не хотят уходить и оставаться с государственной долей. Некоторые готовы и мы все это расписали», — добавил он.

Кроме того, речь идет и о том, чтобы сохранить имеющийся коллектив специалистов после приватизации.

«Мы даже попросили, чтобы в течение 3 лет наш коллектив не могли увольнять. Есть же такие требования. С коллективом тоже разговаривали. Но я думаю все это только на начальном этапе. Конкретного решения еще не было. Какой вид будет: это будет прямая продажа, частичная или через IPO, или в доверительное управление отдадут. Просто Альберт Павлович (депутат мажилиса парламента Рау) был у нас почти 3 года председателем совета директоров, он многие вещи знает, поэтому, когда он увидел, что мы попали в список и такой разговор идет, правильные вещи сказал», — сказал Галым Нуржанов.

Он отметил, что геологоразведочные проекты разрабатываются в течение нескольких лет и могут быть как успешными, то есть с выходом на конкретные цифры по запасам полезных ископаемых, так и безуспешными, когда все затраченные деньги ставятся на утрату.

«У нас есть проекты, которые в данное время находятся на стадии и в будущем могут выстрелить или не выстрелить. Если выстрелит даже один проект – он может закрыть все затраты по другим проектам, потому что вы знаете, что геологи всегда говорят «если из тысячи один проект выстрелит – можно все затраты закрыть», — сказал он.

Галым Нуржанов отметил, что Rio Tinto инвестирует порядка $90 млн в год в геологоразведку и «сразу списывает» эти деньги. «Они знают, что они невозвратные, но они (инвестиции) могут через 3-4 года, какое-то месторождение откроют и этот проект будет стоить уже $1 млрд», — сказал он.

Он сообщил, что «Казгеология» работает над несколькими перспективными проектами, по некоторым из которых совместно с компаниями-партнерами. Глава «Казгеологии» сообщил, что «хорошие» проекты есть, но отказался назвать какие-либо цифры по геологоразведке, сославшись на коммерческую тайну и обязательства перед партнерами.

«У нас есть хорошие проекты. Я думаю, мы их с партнерами скоро озвучим», — лишь пообещал он.

При обнаружении запасов стоимость каждого такого разведочного проекта из чисто затратного превратится уже в ощущаемый с коммерческой точки зрения.

«Если они выстрелят, то это, конечно, будет другая цена, но это уже геология – вы знаете 50 на 50. По стратегии у нас стоит на 2020 год IPO… Так как мы попали в список приватизации, то будем действовать в рамках закона и утвержденных правил», — сказал Галым Нуржанов.

Долю «Казгеологии» и компаний-инвесторов по каждому проекту будет оцениваться независимой компанией, уточнил он.

«У любой доли есть независимая оценка. Перед тем как будет приватизация, будет назначаться управляющая компания. Управляющая компания будет нанимать оценщиков через конкурс, аукцион или тендер. И они будут каждое имущество оценивать. Будут оценивать доли в проектах, будут оценивать уставной капитал. Есть, конечно, наши кадры – это тоже будет оценено ресурсно», — сказал Галым Нуржанов, добавив, что уставной капитал АО «Казгеология» составляет порядка 7 млрд тенге.

Пока же доля «Казгеологии» по каждому из проектов, где не поставлены запасы полезных ископаемых, оценивается в 0 тенге.

Ранее депутат мажилиса парламента РК Альберт Рау, который несколько лет проработал вице-министром индустрии, а также по инвестициям и развитию, высказал пожелание государству, чтобы оно не продешевило, приватизируя АО «Казгеологию».

«Глава государства сказал, что должна быть создана конкурентоспособная компания, мы ее создали. Она за время своей работы привлекла 40 инвесторов. И сегодня оценивать компанию только по стоимости офиса и ее оборудования – это неправильно. Потому что потенциально госпакеты, которыми компания сегодня владеет, имеют ценность. Сегодня мы оцениваем госпакет, который есть там до $500 млн. И поэтому смотрите, чтобы правительство здесь не продешевило очень сильно, когда мы опять просто продадим контру. Там все гораздо сложнее», — сказал он 26 марта в ходе правительственного часа в мажилисе парламента, посвященного вопросам приватизации.

В пример Альберт Рау привел совместный проект «Казгеологии» с национальной компанией Южной Кореи Kores по разведке месторождений полиметаллов Дюсембай в жезказганском регионе Карагандинской области. Данный проект идет уже на протяжении трех лет.

«Как известно, у Южной Кореи недр нет, а 300 геологов сидят и по всему миру ищут. Потом передают своему частному бизнесу информацию, когда что-то найдено. И нам нужно, чтобы мы тоже не выплеснули выгоду в рамках приватизации, чтобы граждане Казахстана получили свою долю в этих недрах через IPO», — считает в связи с этим Альберт Рау.

В 2017 году АО «Казгеология» планирует выполнить геологоразведочные работы только в рамках госзаказа по 14 объектам на общую сумму 1,104 млрд тенге. Кроме того, порядка 5 млрд тенге вкладывается в геологоразведку частными компаниями, где «Казгеология» выступает партнером, предоставляя права на разведку месторождений, технику и специалистов. В частности, «Казгелогия» работает или работала с такими компаниями как Rio Tinto, Ulmus, Iluka, Glencore, Polymetal, GhadirIndustry, Yildizlar SSS Holding и «Казахмыс».

ФОТО: VOX POPULI