Свободу слова в Казахстане можно оценить на уровне 7-8 из 10 баллов, поэтому республике еще есть к чему стремиться, считает министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев.
«Внутреннее мое восприятие индекса свободы слова — 7-8 по 10-балльной шкале. Я уверен, что нам есть к чему стремиться», — сказал Даурен Абаев, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах заседания правительства 3 апреля.
Министр отметил, что журналисты имеют право задавать любые вопросы и их никто не бьет по рукам. Даурен Абаев также считает, что сам факт того, что журналисты могут задавать министру такие вопросы уже говорит о свободе слова в республике.
При этом, по его мнению, немалое наличие разного рода информации в Казахстане в открытом доступе также влияет на свободу слова.
Министр также прокомментировал ситуации со СМИ Ratel.kz и Forbes.kz.
«Мы будем настоятельно рекомендовать нашим коллегам, чтобы все эти процессы были максимально прозрачными и доступными для средств массовой информации. Я бы не сказал, что это приобретает какую-то тенденцию (гонения на СМИ — смех среди некоторых журналистов), да, вы имеете, конечно, право (сомневаться в этом). Статистика показывает другие процессы в том смысле, что общее количество дел, направленных против коррупции, растет», — сказал Даурен Абаев.
Что касается изъятия технических средств, то министр сказал: «Следственные мероприятия все выяснят и должны прокомментировать — детский это гаджет или недетский гаджет».
Даурен Абаев отметил, что руководители казахстанских СМИ «знают», что делало Министерство информации и коммуникаций по защите прав журналистов и СМИ. «Мы попросили максимальную прозрачность следственных мероприятий», — сказал он.
Кроме того, министр отверг какую-либо клановую борьбу в данном вопросе. «По моему мнению, это не имеет никакого отношения к клановой борьбе», — сказал Даурен Абаев и отметив, что сложно вообще говорить о какой-либо клановой борьбе в Казахстане.
В свою очередь министр внутренних дел Калмуханбет Касымов сообщил о том, что известно на данный момент по делу.
«30 марта 2018 года в ДВД города Алматы поступило заявление гражданина Какимжанова о принятии мер за распространение заведомо ложных и порочащих его сведений на сайте Ratel.kz, а также Forbes.kz. Хотел бы сказать, что данное заявление было зарегистрировано в едином реестре досудебных расследований. По нему начато расследование в соответствии со статьей 274 часть 3 Уголовного кодекса по распространению заведомо ложных сведений», — сказал он журналистам.
Министр напомнил, что этому расследованию предшествовали судебные тяжбы между сторонами в 2017 году.
«Вы знаете, что Медеуский районный суд (решил) на основании материалов, которые он рассматривал, на основании приведенного по поручению суда заключения судебной психофизиологической экспертизы, (что) все сведения, которые указывает заявитель, признаны несоответствующими действительности и порочащими его честь и достоинство. В связи с этим начато расследование, получена санкция в суде на проведение обысков, как личных, так и по месту работы, жительства, поэтому сейчас следственные органы проводят все эти мероприятия, по результатам которых мы вам всю информацию доложим», — сказал Калмуханбет Касымов.
При этом министр пояснил почему изымались технические средства из дома умершего Геннадия Бендицкого: «Здесь мы изымали все технические средства, которые ранее пользовались при распространении этих сведений», отказавшись отвечать на остальные вопросы журналистов.
Напомним, в редакциях Forbes.kz и Ratel.kz 2 апреля прошли обыски. Журналиста издания Forbes.kz Александра Воротилова увезли домой и там провели обыск. В ходе обыска были изъяты документы и техника. Были задержаны главный редактор Ratel.kz Марат Асипов, его заместитель Сапа Мекебаев и обозреватель Анна Калашникова. После допросов журналисты были отпущены под подписку о неразглашении.
Журналист Александр Воротилов сообщил, что начато досудебное расследование по статье 274 ч. 3 УК РК (распространение заведомо ложной информации). Статус Александра Воротилова в этом деле — свидетель с правом защиты.
Отметим, в день обысков экс-министр финансов, предприниматель Зейнулла Какимжанов на своей странице в Facebook заявил, что против него действует «большая группа лиц и её видимой частью выступают некоторые журналисты», которые отстаивают свои коммерческие интересы через эти СМИ. Также он заявил, что против него проходит «масштабная информационная кампания».
Напомним, экс-министр финансов Зейнулла Какимжанов и его сын Ильхалид подали иск в суд и потребовали взыскать с главного редактора портала Ratel.kz Марата Асипова, журналиста Сапы Мекебаева по 2 млн тенге, с журналиста Геннадия Бендицкого – 6 млн тенге, с бывшего гендиректора ТОО «Автодорсервис» Виталия Процентова – 5 млн тенге, с издателя — ТОО «ИТАЮ» — 6 млн тенге.
Судебный процесс стартовал 16 января 2017 года, судья Медеуского районного суда Тимур Жумамуратов запретил ответчикам освещать дело публично. А 1 февраля он же вынес решение о проведении судебных слушаний в закрытом режиме.
4 апреля Медеуский районный суд Алматы вынес решение по иску экс-министра финансов и его сына к интернет-порталу Ratel.kz и журналу Forbes.kz и взыскал с ответчиков 50 млн 200 тыс. тенге: 27 млн 900 тыс. — в пользу Зейнуллы Какимжанова и 22 млн 300 тыс. тенге – в пользу Ильхалида Какимжанова.
Согласно решению, опубликованному на сайте Верховного суда, издатель сайта Forbes.kz ТОО United Media Group и заместитель главного редактора издания Александр Воротилов должны выплатить Какимжановым 16,5 млн тенге, издатель интернет-портала Ratel.kz ТОО «ИТАЮ», главный редактор издания Марат Асипов, журналисты Геннадий Бендицкий и Сапа Мекебаев – 26 млн 900 тыс. тенге. Бывший гендиректор ТОО «Автодорсервис» Виталий Процентов должен выплатить 6 млн 800 тыс. тенге в пользу истцов.