С начала этого года руководство структур, входящих в состав президентского профессионального спортивного клуба «Астана» жалуется на недостаток финансирования: президент хоккейного клуба «Барыс» Аскар Шопобаев говорит о невозможности приглашения дорогостоящих легионеров, генменеджер баскетбольного клуба «Астана» Валерий Тихоненко вновь заявляет об отсутствии у этой команды собственной инфраструктуры. Последним штрихом стало заявление генерального менеджера всемирно известного велоклуба AstanaProTeam Александра Винокурова о том, что победы в шоссейных гонках в январе-феврале этого года одерживались командой, бюджет которой составляли сэкономленные в прошлом сезоне средства. Къ попытался разобраться, должен ли велоклуб «Астана» продолжать спонсироваться из бюджета и входить в число пяти самых богатых велокоманд мира.
Да-да, еще два года назад, по состоянию на октябрь 2016 года AstanaProTeam, по версии зарубежных и российских СМИ, специализирующихся на велоспорте, входила в первую пятерку самых богатых велоконюшен мира. С принадлежавшей сыну медиамагната Руперта Мердока Джону Мердоку Team Sky велопроект из столицы Казахстана поспорить по денежным вливаниям (бюджеты 35 млн евро и 20 млн евро соответственно) не мог. Равно как и с российской «Катюшей» (32 млн евро), американской BMC (28 млн евро) и российской же Tinkoff (25 млн евро). Зато «Астана» была впереди бельгийской Etixx-Quickstep (18 млн евро), испанской Movistar (15 млн евро), бельгийской Lotto-Soudal и голландской Lotto-Jumbo (по 14 млн), а также замыкавшей десятку «богачей» южноафриканской Dimension Data (13,5 млн евро). При этом «Астана» была единственным коллективом в этой десятке, чье богатство основывалось не на частных вливаниях, а на государственных (ну, или квазигосударственных, что сути, в общем-то, не меняет).
Бюджет-2016, о котором ныне можно только мечтать, дал в том году одну громкую победу: победителем генеральной классификации многодневки Джиро д’Италия стал выступавший за «Астану» итальянец Винченцо Нибали. Год 2017-й прошел без подобных громких побед казахстанского велоклуба, при этом бюджет его «ужался» до 17 млн евро, а год 2018-й начался со ставшего для многих шоком заявления генерального менеджера Александра Винокурова, не исключившего, что проект вскоре придется сворачивать из-за недостатка финансирования.
«Сезон уже вовсю стартовал, мы провели тренировочные сборы, участвуем в соревнованиях, но финансирование на этот год мы до сих пор не получили. Ездим на гонки из сэкономленных средств, ребята не получают заработных плат, — заявил Винокуров в интервью сайту Vesti.kzв конце февраля. — Ситуация просто критическая. Это 30 гонщиков, у которых подписанные контракты, у нас есть перед ними обязательства. Это более 50 человек персонала команды, включая тренеров, докторов, массажистов, механиков и так далее. Взять те же перелеты, проживание на гонках, логистику — все эти затраты не терпят отлагательств, любая отсрочка финансирования просто остановит работу команды, а впереди самые важные старты сезона. Все это неминуемо приведет к закрытию проекта», — добавил он.
МКС: Финансирования без вопросов больше не будет
Задержка с финансированием объяснялась просто: вопрос финансирования всех структур президентского спортивного клуба передали от фонда «Самрук-Казына», который до сих пор вопросов не задавал, в ведение министерства культуры и спорта. Которое решило считать каждую копейку со старта своего управления – возможно еще и потому, что теперь в Казахстане те или иные виды спорта по закону должны финансироваться в зависимости от показанных их представителями результатов на международной арене.
Как бы там ни было, в ходе коллегии своего ведомства в начале марта министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы связал возобновление финансирования всех структур президентского спортклуба с окончанием работ по обеспечению финансовой прозрачности этих структур.
«Как вы знаете, национальная компания «Самрук-Казына» передала управление президентским клубом «Астана» под ведение министерства культуры и спорта. И сейчас есть определенное недопонимание: остановилось финансирование, не выплачивается зарплата спортсменам и так далее. Да, действительно мы до выяснения ситуации временно остановили финансирование. Там суммы очень большие. Нам нужно обеспечить прозрачность и объективность», — заявил министр.
Мухамедиулы сообщил также, что в стране создается попечительский совет, куда войдут отечественные спортсмены, депутаты и общественные деятели. Этот совет, по его словам, станет залогом скоординированного ведения всей спортивной деятельности в стране. Но, главное, свой бюджет клубам, входящим в реестр «Астаны», теперь придется защищать и доказывать.
«Если до этого «Самрук-Казына» напрямую перечислял деньги, это, конечно, не было прозрачно. И было много вопросов», — озвучил главную претензию к существовавшей до сих пор схеме финансирования глава министерства культуры и спорта.
А в фонде «Самрук-Казына» заявили, что первый транш на нужды спортивных проектов ППСК перечислен в конце февраля – он составил 5 млрд тенге, просто до спортклубов, в том числе – до AstanaProTeam– он теперь «добирается» под наблюдением МКС. В сухом остатке напрашивается вывод о том, что закрывать Astana Pro Team никто не собирается, а вот урезать ей бюджет вполне могут. Вопрос только в том, насколько, и сможет ли казахстанский велоклуб после этого секвестирования привычного бюджета оставаться на слуху в большом велоспорте.
Андрей Кашечкин: Деньги решают далеко не все
Своим мнением об этом с Къ поделился известный казахстанский велогонщик, выступавший за «Астану», Андрей Кашечкин. По его словам, разговоры о недостаточности бюджета в команде ведутся регулярно, хотя бюджет AstanaProTeam всегда был достаточно высоким.
«Мне кажется, люди просто раздражены тем, что на протяжении многих лет в команде делается акцент на легионеров, а казахстанские гонщики остаются на вторых ролях», — прокомментировал Кашечкин прошедшее в соцсетях анонимное голосование по вопросу о том, нужен ли Казахстану этот велоклуб вообще.
При этом сам эксперт придерживается мнения о том, что профессиональная велокоманда Казахстану нужна – вопрос только в пересмотре принципов ее формирования и финансирования.
«Мое мнение: необходимо пересмотреть модель финансирования, оптимизировать бюджет за счет дополнительного частного спонсора, тем самым облегчив нагрузку на государственный бюджет, — заявил он в интервью Къ. – Не нужно забывать, что, когда в 2006 году команда создавалась, мировая экономика была в лучшем состоянии, а теперь, пережив три волны экономического кризиса, мы не можем жить, как прежде. Да и не только в бюджете дело: как показывает практика, можно иметь сильную команду и с бюджетом в 10 млн евро и выступать достойно на всех основных этапах профессионального календаря Международного союза велосипедистов. А можно иметь бюджет в 20 млн евро – и говорить, что этого мало.
Но, повторюсь, в принципе, за 9-10 млн евро в год вполне можно содержать команду про тура, бюджет порядка 6-7 млн евро позволяет участвовать в таких гонках, как Тур де Франс, это примерные рамки. На мой взгляд, нужно поменять кадровый подход – нужно делать акцент на казахстанскую молодежь и помнить, что успех команды заключается не в бюджете, а в профессиональном отношении к делу», — добавляет Кашечкин.
Атлет, как и художник, должен быть голодным?
Самое же забавное в создавшейся ситуации, это то, что велосипедисты Astana Pro Team начали этот сезон достаточно успешно. И, пока менеджмент клуба говорил о «езде» на прошлогоднем сэкономленном бюджете, гонщики «Астаны» умудрились на этих прошлогодних финансовых дрожжах одержать большее количество значимых побед, нежели в прошлом, относительно благополучном в денежном отношении году.
Судите сами: 10 февраля этого года испанский гонщик «Астаны» Луис Леон Санчес выигрывает однодневную гонку «Вуэльта Мурсии», положив начало победным стартам казахстанского клуба в 2018 году. Эстафету принимает казахстанец Алексей Луценко, который 18 февраля становится первым в генеральной классификации многодневки «Тур Омана». Еще через неделю, 24 февраля датчанин Михаэль Вальгрен в Бельгии первенствует на классической однодневке Омлоп Хет Ниувсблад в форме казахстанского клуба.
В прошлом году первые победы пришли к казахстанскому клубу только к июню, нынешний же февральский победный «всплеск» «Астаны» к марту поутих, сузившись до побед на двух этапах многодневки Тура Лангкави итальянского гонщика казахстанской команды Рикардо Минали. Которые, впрочем, не дали ему возможности подняться на пьедестал общего зачета.
И, как ни странно, февральский запал казахстанского велоклуба иссяк практически одновременно с разъяснениями МКС относительно новых принципов финансирования команды и заверением «Самрук-Казына» в том, что первый транш финансирования уже перечислен в структуру ППСК «Астана». Мы не намекаем на то, что атлет, как и художник, должен быть голодным для того, чтобы достичь вершин – просто хронологическое совпадение вышло уж очень ярким…