Прошедшие в начале апреля перестановки в высшем руководстве страны были по-разному восприняты казахстанской общественностью. Одни назначения порадовали, другие — удивили. Подробности в материале «Къ».
Все началось 4 апреля, когда на официальном сайте «Ак-Орды» одна за другой стала появляться информация о новых перестановках в руководстве страны. Вначале было сообщено о назначении Талгата Донакова председателем Высшего судебного совета Республики Казахстан. Затем о фактическом возвращении Нурлана Ермекбаева на пост секретаря Совета безопасности страны, который он занимал в период 2014-2016 годов и о назначении министром по делам религии и гражданского общества Дархана Калетаева вместо Нурлана Ермекбаева. Чуть позже появилось сообщение об освобождении в связи «с переходом на другую работу» Анатолия Смолина с поста председателя Высшего судебного совета и Владимира Жумаканова с поста секретаря казахстанского Совбеза. Завершающей же стала информация уже от 5 апреля. В соответствии с ней заместителем руководителя Администрации президента стала Алия Ракишева, сменившая Талгата Донакова.
Критика за поздравления
Надо заметить, что в отличие от прошлых лет нынешние апрельские назначения какого-либо особого ажиотажа в казахстанском обществе не вызвали. Даже обычно активные пользователи социальных сетей на этот раз не стали особо комментировать проведенные «Ак-Ордой» перестановки. Не обошлось и без казусов. Стоило, к примеру, политологу из Астаны Талгату Калиеву поздравить теперь уже экс-сенатора Дархана Калетаева с новым назначением министром по делам религии и гражданского общества, как он тут же получил изрядную долю критики от его виртуальных друзей. Читатели странички Талгата Калиева напомнили политологу, что за свою карьеру на различных государственных постах Дархан Калетаев запомнился лишь только тем, что еще в 2009 году первым предложил называть Нурсултана Назарбаева «Лидером нации», при этом, не снискав каких-либо лавров в качестве руководителя различными госструктурами. Вместе с тем комментаторы поддержали Талгата Калиева с пожеланиями удачи Дархану Калетаеву, которая, наверняка, понадобится выпускнику Восточно-Казахстанского государственного университета и Высшей школы государственного управления при президенте РК при спорах на теологическую тематику с имамами мечетей и настоятелями церквей.
И никакого отношения к известному бизнесмену
Относительный интерес наблюдался в социальных сетях и по поводу назначения Алии Ракишевой заместителем руководителя Администрации президента РК. Сразу несколько постоянных «жильцов» в Facebook достаточно позитивно восприняли появление первой в истории Казахстана женщины, занявшей один из ключевых постов в наиважнейшем государственном органе страны. Правда, и в данном случае не обошлось без ложечки горького вещества: некоторых пользователей смутила головокружительная карьера Алии Ракишевой в госструктурах, которая в 2001 году, окончив Казахскую государственную юридическую академию, сразу же стала ведущим специалистом Департамента международного права и протокола Минюста Казахстана. Более того, уже через 12 лет она «доросла» до поста заведующей государственно-правового отдела Администрации президента РК. Естественно ей тут же приписали родство с известным в Казахстане бизнесменом Кенесом Ракишевым. Однако в данном случае произошла промашка, поскольку подключившиеся к полемике одноклассники и однокурсники, во-первых, заметили, что Алия Галимжановна имеет с бизнесменом только общую фамилию, а во-вторых, всегда отличалась трудолюбием и профессиональным подходом к своему делу. Кстати, любопытная деталь: еще в 2013 году Алия Ракишева была названа в числе наиболее перспективных молодых госчиновников Казахстана.
Особые люди на особых местах
Что касается назначений на новые посты Талгата Донакова и Нурлана Еремекбаева, то на них казахстанский сегмент популярных соцсетей никак не отреагировал. Чего нельзя сказать о кулуарах правительственных структур, где разговоров о Донакове и Ермекбаеве более чем предостаточно. В частности, назначение опытнейшего специалиста в области законодательства и права 53-летнего Талгата Донакова в качестве председателя Высшего судебного совета страны там тесно увязывают с желанием «Ак-Орды» навести порядок в судебных органах страны. Не секрет, что в настоящий момент население страны часто не склонно доверять решениям судов различных инстанций. По мнению собеседников «Къ» из правительственных структур, «влиятельному и эрудированному Талгату Донакову, который занимал важные государственные посты с первых дней Независимости Казахстана, вполне под силу решить поставленные перед ним задачи».
Несколько сложнее выглядит история с возвращением на пост секретаря Совета безопасности РК Нурлана Ермекбаева. Есть точка зрения, что его повторное назначение спустя 2 года непосредственно связано с резким ухудшением международной обстановки и введением различных санкций против России, которые прямо и косвенно затрагивают интересы Казахстана. Поскольку Нурлан Ермекбаев имеет блестящее образование, хорошо разбирается в экономике и финансах, а также в международной политике, по мнению собеседников «Къ», он является тем самым человеком, который именно сейчас необходим в качестве секретаря Совета безопасности страны.
Кто куда
Рассказали собеседники «Къ» и о судьбе Владимира Жумаканова, которого и заменил Нурлан Ермекбаев. По их информации, Жумаканов, будучи одним из немногих в руководстве страны кадровых сотрудников государственной безопасности, вернулся в КНБ, став советником его председателя Карима Масимова, о чем может быть объявлено уже в ближайшее время. При этом он пока сохраняет за собою должность помощника президента страны. По поводу же того, чем будет заниматься теперь уже бывший председатель Высшего судебного совета Анатолий Смолин, собеседники «Къ» не знают, но предполагают, что ему будет предложена серьезная должность в одной из национальных компаний страны.