Ресурсы

Депутаты возмущены голодающими солдатами

Курсанты военных училищ недополучают положенные калории, потому что фирмы – победители конкурсов на кормление армии снижают цену

На правительственном часе в мажилисе с участием министра обороны Казахстана Сакена Жасузакова 9 апреля выяснилась обратная сторона конкурсной экономии бюджетных средств: курсанты военных училищ недополучают положенные калории, потому что фирмы – победители конкурсов на кормление нашей армии снижают цену, действуя в рамках действующего закона «О госзакупках». В связи с чем руководство оборонного ведомства просит депутатов вывести вопрос армейского довольствия из общей канвы этого законодательства, как это ранее уже было сделано с питанием в школах.

Проблема проста: согласно армейским выкладкам на питание одного курсанта в день должно уходить 1 225 тенге. Именно эта сумма на сегодня может обеспечить 4 400 килокалорий, необходимых военнослужащему для нормальной жизнедеятельности. Однако обеспечение военных учебных заведений продовольствием выведено в конкурентную среду, поставщик довольствия определяется с помощью конкурса, а условия конкурса общеизвестны: кто дал наименьшее ценовое предложение, тот и будет кормить курсантов. В результате нормативные 1 225 тенге ужимаются вдвое – соответственно, вдвое ужимается и паек курсанта, поскольку повторить кормление пятью хлебами всех голодных на этой земле за последние две тысячи лет не удавалось пока никому.

«Для нас это очень сложный вопрос. Каждый год фирмы, участвующие в конкурсе, для того чтобы победить в нем, снижают стоимость до 900 тенге, до 650 тенге даже доходит ценовое предложение. Мы ничего не можем поделать с этим, конкурс проходит согласно закону: кто меньше выставил цену, тот побеждает. С других сторон не рассматривается. Это неправильно. В этом году в наших конкурсах участвует более 200 фирм, для них заказчиками являются наши институты, выигрывают фирмы с питанием на сумму от 650 до 900 тенге. Как это может быть? Ну что это такое, курсант военного института, который бегает по полям <…> как фирма будет кормить его на сумму в 700–800 тенге, я не знаю! Необходимо внести изменения в законопроект, мы работаем сейчас с Министерством национальной экономики над этим», – сказал министр обороны Сакен Жасузаков.

И тут же пояснил, что для исправления этой ситуации необходимо внести поправки в закон «О госзакупках», которые вывели бы обеспечение довольствием курсантов военных училищ и вузов из конкурсного поля. Так уже было сделано с питанием школьников в средних учебных заведениях, где для победы в конкурсах с наименьшим ценовым предложением бизнес аналогично урезал стоимость пайка.

«Я обратился с письмом к премьер-министру, чтобы министерство обороны исключили из этой системы, как это ранее было сделано с Министерством образования. Мы хотим, чтобы министерство обороны устанавливало определенный стоимостной стандарт и контролировало его исполнение», – пояснил Жасузаков.

Вице-спикер мажилиса парламента Владимир Божко заметил, что парламентарии могут и не ждать в этом вопросе ответа главы правительства, поскольку сейчас в стенах законодательного органа находится законопроект, который предусматривает внесение изменений в законодательство о государственных закупках.

«Думаю, не надо там эти вещи слишком долго обсуждать, там надо просто внести изменения в закон: если положено по питанию 1 200 тенге, то все, никаких снижений не может быть», – заявил Божко. «Я просил бы обратить внимание Министерства экономики на такие вещи, это же не лезет ни в какие ворота. Ну как можно было вводить? Еле-еле перебороли школы, теперь будем бороться за этот паек, завтра за питание по медучреждениям опять будем бороться. Ну давайте определимся: физиология определена, стоимость определена, и не надо создавать условия, при которых человека нужно обеспечить сытостью в два раза дешевле. Соломой кормить, что ли? Поработайте с рабочей группой, обеспечьте соответствующую поправку, согласованную с правительством, давайте внесем это изменение», – обратился вице-спикер к министру обороны.

Однако на этом «сюрпризы» с довольствием курсантов не закончились: выступивший следом командующий Национальной гвардией Руслан Жаксылыков назвал финансирование военного вуза бывших внутренних войск в Петропавловске «откровенно слабым». И добавил, что курсантов приходится докармливать за счет солдат.

«Очень большие проблемы с финансированием как на текущие расходы, так и на капитальные. На капитальные расходы Министерство финансов в последние годы денег не выделяет, на учебно-материальную базу, на вооружение, на технику. Не выполняются также и недодаются наши лимиты на текущие расходы, связанные с организацией питания, с расходами на обеспечение учебной литературой, одеждой», – констатировал Жаксылыков. «Мы, командование Национальной гвардии, идем на то, чтобы восполнить лимиты за счет текущего содержания войск, хотя это нарушение Бюджетного кодекса, но мы вынуждены идти на это, чтобы поддержать жизнеспособность нашего вуза. А он имеет на сегодня международный статус, потому что на его базе мы обучаем курсантов для внутренних войск Кыргызской Республики и Республики Таджикистан», – подчеркнул он.

«Питание с войск перекидываете на курсантов? – уточнил Божко. – Вы что, берете питание у солдат, а они бегают на голодный желудок?»

Жаксылыков ответил уклончиво: «Мы из резерва правительства дофинансируем и за счет войск добавляем».

После чего вице-спикер попытался добиться комментария относительно ситуации с этим вузом у вице-министра финансов Татьяны Савельевой, но услышал лишь, что в текущем году военный институт Национальной гвардии как госучреждение получает финанисрование в объеме 1 млрд 992 млн тенге, что выше по сравнению с прошлым годом на 300 млн.

«В том числе и на приобретение продуктов питания расходы составляют 360 млн тенге. Проблемы еще остаются, и будем их в плановом порядке решать, возможности финансовые бюджета не безграничны», – сказала представительница Минфина.

После чего вице-спикеру оставалось лишь напомнить ей о трех святых вещах. «При финансировании военно-учебных заведений есть святые вещи: это форма, питание и вооружение. Эти вещи надо рассматривать, не хотелось бы вообще, чтобы у нас поднимался вопрос о том, что мы недофинансируем питание», – заключил он.