Сергей Гришин: «Главный актив любой компании – это человеческий капитал»
Прошел почти год с момента покупки инвестиционной компанией «Фридом Финанс» своего ближайшего конкурента – АО «Асыл Инвест». Сумма сделки составила 1,9 млрд тенге. С этого времени «Фридом Финанс» стал крупнейшим брокером на рынке ценных бумаг с клиентской базой около 50 тысяч счетов. О подробностях сделки рассказал исполнительный директор компании Сергей Гришин.
— Сергей Викторович, какова стратегическая цель покупки «Асыл Инвест»?
— Известно, что в Казахстане было две волны программы Народного IPO – первичного размещения акций компаний КазТрансОйл и KEGOC. «Асыл Инвест» стал хедлайнером первого IPO в Казахстане — КазТрансОйл.
До этого IPO фондовый рынок Казахстана был крошечным — около 10 тысяч розничных инвесторов, а после — количество розничных инвесторов увеличилось в разы. И очень существенный, подавляющий процент новых инвесторов стали клиентами именно «Асыл Инвест». Таким образом, компания была лидером первой волны Народного IPO. Мы стали хедлайнерами второго IPO – размещения акций KEGOC. После второго Народного IPO наша клиентская база существенно выросла с 1,5 тысяч до 30 тысяч счетов, а число открытых счетов на бирже практически удвоилось.
Таким образом, купив «Асыл», мы объединили компетенции, технологии и клиентские базы двух лидеров розничного брокерского обслуживания.
— Как юридически правильно называется эта сделка – объединение, слияние, поглощение или что-то другое?
— Эта сделка называется «присоединение». Суть ее в том, что мы присоединили к себе клиентскую базу «Асыл Инвест», теперь сдадим лицензию — и компания формально перестанет существовать.
Акционеры «Асыл Инвест» продали все 100% своих акций компании нам и никак не являются собственниками в новой компании. Отмечу, что мы изначально не хотели покупать только часть компании, а выкупили ее целиком, чтобы реализовать все, что мы задумали.
— После объединения счетов «Асыл Инвест» и «Фридом Финанс» что-то изменится для клиентов?
— Да, всем клиентам «Асыл Инвест» станет доступна объединенная инфраструктура двух крупнейших компаний рынка. В частности, у «Фридом Финанс» есть филиальная сеть по всему Казахстану, чего не было у Асыла. Так что, для тех клиентов Асыл Инвест, которые находятся за пределами Алматы, станет доступна вся наша филиальная инфраструктура. У них появится личный консультант, с которым можно будет физически встретиться у себя в городе и получить любую необходимую поддержку.
Клиентам также станет доступна наша аналитика по казахстанскому, российскому и американскому рынкам, которую мы считаем лучшей в стране. Ну и конечно, мы ждем всех клиентов на наших обучающих программах – Биржевой университет и Клуб инвесторов, где делимся не только знаниями о фондовом рынке, но и перспективными инвестиционными идеями.
Кроме того, появится возможность пользоваться нашими технологическими платформами для торговли на казахстанском и американском рынках. При этом та платформа, которой пользовались клиенты «Асыл Инвест», также останется доступна для них.
— А с точки зрения тарифов?
— Тариф останется тот же, но у клиентов «Асыла» была минимальная комиссия за сделку, сейчас мы ее отменили. То есть торговать на рынке теперь станет дешевле.
— Какова судьба топ-менеджеров и других сотрудников «Асыл Инвест»?
— Мы считаем, что главный актив компании – это человеческий капитал, в который мы готовы инвестировать. Покупая «Асыл Инвест», мы в том числе приобрели и команду людей, которая достигла впечатляющих успехов, особенно во время первого народного IPO. Когда я говорил об объединении компетенций, как раз имел ввиду единую, обновленную команду «Фридом Финанс» и «Асыл Инвест».
Мы сами были заинтересованы в том, чтобы команда «Асыл Инвест» осталась работать вместе с нами. Мы всем сделали предложения, многие его приняли и сейчас успешно работают у нас. Теперь им доступна действующая бонусная система «Фридом Финанс», кроме того, все они стали акционерами нашего публичного американского холдинга Freedom Holding Corp.
Мы понимаем, что в нашей стране очень немного людей, которые компетентны в области рынка ценных бумаг, поэтому мы не заинтересованы терять сильных сотрудников. Они на вес золота. Тем более, что это вторая команда после нас по всем рейтингам.
— Сколько сейчас у вас счетов клиентов и количество сотрудников?
— Около 50 тысяч счетов и более 220 сотрудников, в том числе 120 инвестиционных консультантов, которые работают с клиентами напрямую.
— Когда ваша компания только заходила на рынок, вы купили компании Nomad Finance, а затем Seven Rivers Capital. Чем эти сделки отличаются от покупки «Асыл Инвест»?
— Мы начинали бизнес в Казахстане в 2011 году. Как раз планировалось первое IPO «КазТрансОйл». Мы видели колоссальный потенциал, спешили быстрее стартовать на рынке. Для того, чтобы это сделать быстро, проще всего было купить брокера с лицензией. Мы купили Nomad Finance. Все происходило очень быстро, не было времени сделать глубокий due diligence (процедура составления объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя оценку инвестиционных рисков – ред. «Къ»). В итоге, мы не разглядели связанных с компанией рисков – и вскоре компания лишилась лицензии. Таким образом, мы не смогли поучаствовать в первом Народном IPO. Считаю, что этот опыт оказался для нас положительным, ведь мы привыкли учиться на ошибках. Осознали, что нужно делать качественный due diligence перед сделкой, больше энергии тратить на изучение компании, ее «багажа», быть внимательнее к ее рискам.
От купленной компании осталась хорошая команда, которая до сих пор работает у нас. Это как раз те люди, с которыми мы начинали строить текущую компанию. Примерно в это же время было анонсировано второе IPO. Мы рассмотрели к покупке компанию Seven Rivers Capital — и купив ее, не ошиблись с выбором. Юридически это были сделки по приобретению брокерских компаний.
Фактически мы повернули Seven Rivers лицом к клиенту, потому что ранее она была ориентирована на небольшое количество крупных клиентов. Мы вошли в компанию, упростили и модифицировали максимальное количество бизнес-процессов, в том числе за счет автоматизации. Собственно, благодаря этим сделкам мы стремительно стартовали на рынке, а вскоре уже стали крупнейшим брокером в стране, в том числе проявив себя на «отлично» во время второго IPO.
— По какому принципу Вы выбираете сотрудников в команду?
— Я уже говорил, что наша специализация – фондовый рынок – довольно специфическая отрасль. Многие лучшие люди в стране, которые занимаются этой тематикой, у нас уже работают. Но наши двери всегда открыты для новых талантов и профессионалов фондового рынка. Мы понимаем, что их не очень большое количество, поэтому мы постоянно инвестируем в образование, в развитие команды. В первую очередь, мы берем в команду целеустремленных, адекватных, клиентоориентированных и энергичных людей. Дальше мы тратим свою энергию на то, чтобы подготовить их, обучить, помочь им стать высококлассными специалистами.
На мой взгляд, Фридом Финанс – это такая школа, пройдя которую человек становится специалистом в области рынка ценных бумаг. Мне кажется, самая главная школа в стране, которая дает человеку возможность получить не только теоретические, но и практические навыки работы на фондовых рынках.
У нас выстроены все бизнес-процессы от «А» до «Я». Не только здесь, но и в регионах. Например, мы регулярно собираем директоров филиалов в Алматы и инвестируем в развитие их знаний и компетенций, а они уже работают со своими командами.
— То есть можно прийти даже не имея опыта работы в брокерских компаниях, например, после университета?
— Да, можно.
— Можете рассказать какие-то удачные истории карьерного взлета?
— Да, таких историй много. Вот, например, история Тусупа Нукенова. У нас работает много людей, но именно его я запомнил.
Мы с ним познакомились в Алматы. До прихода в нашу компанию он работал преподавателем в институте. Мы предложили ему вакансию в филиале, в г. Атырау, и он согласился поехать туда на стартовую должность обычного сотрудника. Через 3-4 месяца в другом филиале открылась вакансия заместителя директора филиала. Он занял эту должность. Поработав еще 3 месяца, он стал директором филиала. А еще где-то через 3 месяца он стал лучшим в стране из всех наших многочисленных филиалов.
Через какое-то время случилась экстренная ситуация в другом нашем филиале, где освободилась позиция директора и надо было что-то делать. Мы отправили туда Тусупа. Через несколько месяцев уже этот филиал с позиции отстающего вышел на позиции лучшего в стране!
Мы так делали еще несколько раз – отправляли его в «горячие точки» и всюду он вытаскивал ситуацию. Сейчас этот человек возглавляет украинское представительство «Фридом Финанс». Он серьезно вырос, стал большим начальником и прошел этот путь буквально за пару лет.
Я думаю, мы — та структура, которая выступает настоящем социальным лифтом и дает возможность людям за счет своих знаний, интереса к своему делу, быстро расти и развиваться. Мы постоянно расширяемся, и наша география как холдинга не ограничивается Казахстаном. Нам нужны кадры для того, чтобы экспортировать все наши технологии. Казахстан во многом является таким альма матер для выращивания этих кадров.
— Какая у вас есть система мотивации кроме финансовой?
— Мы стараемся сделать так, чтобы сотрудники ходили на работу с улыбкой, с удовольствием. Если человек находится в плохом настроении, это переносится и на клиента. А если он в хорошем настроении, он делится своей положительной энергетикой с клиентом, и тот уходит от нас в хорошем настроении. Я думаю, это очень важный фактор для доверия, для ощущения партнерства.
У каждого из наших сотрудников есть прямой доступ к руководству. Он может лично переговорить со мной или другим руководителем. Без бюрократии, без предварительной записи и тому подобное. Многое из того, что мы делаем, является инициативой наших сотрудников. Мы постоянно разыгрываем путевки в теплые страны среди наших сотрудников. Например, сейчас среди наших менеджеров по продажам разыгрываются путевки в США на Уолл Стрит, где мы планируем проводить наше собственное IPO. Для них это очень важно, это крутая история для каждого из тех, кто интересуется фондовым рынком. Победа будет зависеть от результатов их работы.
У нас есть традиция каждый год ездить отдыхать всей командой, проводить разные тимбилдинги, тренинги на постоянной основе.
Ну и, наконец, перед Новым годом в качестве премии мы подарили абсолютно всем сотрудникам собственные акции компании (акции нашего публичного холдинга Freedom Holding Corp.). Теперь все наши сотрудники — совладельцы компании, в которой они работают. Мы инвестируем в них, а они инвестируют в нас. Я верю, что именно масштабные инвестиции в человеческий капитал определяют настоящих лидеров своих индустрий.