Председатель Верховного суда Казахстана Жакип Асанов при обсуждении правил написания приговоров по уголовным делам порекомендовал казахстанским судьям писать их на простом и доступном всем участникам процесса языке, чтобы избежать обвинений в мошенничестве.
В пятницу на пленарном заседании Верховного суда республики были разработаны и утверждены правила написания приговоров по уголовным делам. Глава ВС напомнил судьям, что зачастую слишком громоздкие тексты судебных решений как по уголовным, так и по гражданским делам вызывают у общества сомнения в компетентности и в непредвзятости авторов этих решений.
«Мы ранее обсуждали, какие должны быть судебные решения по гражданским делам, мы говорили: если судебные решения написаны абсолютно непонятным языком, разобраться сложно, найти ответы и доводы невозможно, объем очень большой, то здесь можно сделать два вывода. Первый – автор, то есть судья имеет большие проблемы с грамотностью. Второй – мы приводили примеры, когда документы авторов документов сравнивали с мошенниками. Потому что цель мошенников – сделать так, чтобы никто ничего не понял», — пояснил Асанов.
В результате в Верховном суде решили разработать своеобразную кальку – правила написания приговоров – и для уголовных дел. Несоблюдение этих правил не будет являться основанием для отмены того или иного приговора, зато может обернуться приостановлением продвижения судьи по карьерной лестнице.
«Это (несоблюдение правил – Къ) будет учитываться при оценке деятельности судей, при выдвижении судьи на вышестоящие должности, при рассмотрении его личных дел в судебном жюри и так далее. Я хочу сказать, что никто преследоваться за это не будет, но на это будет обращаться внимание, потому что все, что мы делаем, мы делаем от имени государства. Решения, приговоры, постановления — это показатель уважения власти к человеку», — подчеркнул председатель Верховного суда.
По его словам, эти правила были разработаны в первую очередь для судей городских и районных судов – обращаясь к ним по селекторной связи, Асанов подчеркнул, что умение писать доступно и понятно для судьи — это такая же профессиональная необходимость, как знание законов и процессуального и материального права.
«Вот когда писатель создаёт свой роман, он о ком заботится? О читателе. Предприниматель создает рекламные ролики, слоганы – он о ком думает, о ком беспокоится? О клиенте. Вот точно также, законность и обоснованность безусловно должны быть обеспечены в судебных решениях, но этого мало. Помимо этого, документ — приговор должен быть ясным, понятным, доступным для обычного человека, — заметил он. — Я как-то слушал одного докладчика, очень сильный оратор и он говорит: «Я, когда делаю доклад, всегда вспоминаю свою бабушку, которая живёт в каком-то селе. И когда делаю доклад, всегда задаю себе вопрос: если бы я это говорил, моя бабушка поняла бы меня или нет», — добавил глава ВС.
Он напомнил, что многие государства принимают целые законы о простом написании нормативных правовых актов, к которым относятся и решения, и приговоры судов.
«В 60-х годах в Великобритании были созданы ассоциации, требования к которым были одни – они хотели заставить чиновников говорить на простом языке», — сказал Асанов. – Сегодня на пленарном заседании был приведен пример одного приговора, написанного на 25 страницах – да, при необходимости никаких ограничений для приговора быть не должно. Но там не должно быть лишнего, ненужного, не имеющего отношение к данному документу. Многие из нас в молодости строили дома. Я хорошо помню, как в молодости мы делали фундамент. Есть очень много к возведению фундамента и одно из них — мы должны трамбовать должны, чтобы не оставалась ни воздуха, ни воды, иначе в фундаменте будет трещина. То же самое в наших судебных актах, в частности приговорах не должно быть ничего лишнего», — заключил он.
Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН