Новые санкции США против России затронули интересы Казахстана. «За компанию» с российскими олигархами могут пострадать несколько казахстанских системообразующих предприятий. О тесной связи политики и экономики – в материале «Къ».
В минувшее воскресенье один из столпов российской пропаганды Владимир Соловьев в своей программе «Воскресный вечер» обрушился с критикой на Казахстан. Популярному ведущему главного телевизионного канала Российской Федерации жутко не понравилась позиция Республики Казахстан во время голосования в Совете Безопасности ООН в субботу, 14 апреля, по российскому проекту резолюции с осуждением «агрессии в отношении Сирии со стороны США и их союзников». Будучи непостоянным членом СБ ООН, Казахстан предпочел нейтральную позицию и воздержался при голосовании. В этой связи Владимир Соловьев и заметил: «Это уже не первый раз у Казахстана, скажем так вежливо, позиция размытая. Мы что-то не знаем про наши отношения с Казахстаном?! Вдруг между нами пробежала черная кошка? Или нам ждать, что следующий Майдан будет направлен как раз на Казахстан и в Казахстан, чтобы его оторвать от России?»
Что «забыли» российские эксперты
Мнение Соловьева немедленно поддержал член Совета Федерации РФ от Рязанской области Игорь Морозов, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин, которые подчеркнули, что Казахстан чуть ли не последовательно все дальше отдаляется от России. Примером этого Морозов назвал перевод казахской письменности с кириллицы на латиницу, а Затулин – нежелание властей Казахстана придать русскому языку статус государственного. При этом ни Соловьев, ни Морозов, ни Затулин, ни кто-либо из других экспертов, участвовавших в «Воскресном вечере» телеканала «Россия-1», даже словом не обмолвились, что ранее Республика Казахстан воздержалась в Совете Безопасности ООН и при голосовании за проекты резолюций от стран Запада. Про то, что Казахстан из-за фактического нежелания Москвы и Вашингтона найти общий язык по целому ряду важных международных вопросов имеет проблемы экономического характера, никто из собравшихся в студии в Москве «специалистов» по нашей стране тем более задумываться не стал.
Болезненные укусы
Между тем последние санкции, введенные США против близких к Владимиру Путину российских олигархов, похоже, достаточно больно укусили некоторые системообразующие предприятия Казахстана. «Руководство нашей корпорации оказалось в достаточно затруднительном положении. Почти 2/3 нашего глинозема уходили в Россию на заводы «Русала». Но теперь «Русал» вместе Дерипаской попали под санкции. Не исключено, что некоторые алюминиевые заводы в России могут если не приостановить свою деятельность, то значительно сократить выплавку алюминия. В любом случае для нашей корпорации это ничего хорошего не сулит. Насколько я знаю, в настоящий момент наши руководители активно ищут новые рынки сбыта, одновременно надеясь и на помощь правительства», – сообщил «Къ» на условиях анонимности один из сотрудников Eurasian Resources Group (ERG).
Причины для беспокойства действительно имеются. Во вторник, 17 апреля, британское информационное агентство Reuters сообщило, что японские трейдеры отказались покупать алюминий у корпорации «Русал». Основания для отказа – санкции США от 6 апреля против российских олигархов. Если эта информация соответствует истине, то «Русал» потеряет достаточно выгодный для себя рынок. Тот же Reuters подчеркивает, что на Японию приходится до 16% российского экспорта алюминия. Фактически это второй по величине рынок сбыта российского алюминия после США, куда до введенных в марте – апреле текущего года санкций Минфина Соединенных Штатов поставлялось почти 20% продукции «Русала». Очевидно, что весьма вероятное падение этой ключевой корпорации в империи Олега Дерипаски может негативно отразиться и на производстве глинозема в Казахстане.
Пока в Багдаде все спокойно
Надо понимать, помощь от казахстанского правительства может потребоваться и другим системообразующим предприятиям нашей страны. Например, ТОО «Богатырь Комир», которым на паритетной основе владеют казахстанская «Самрук-Энерго» и все та же российская объединенная компания «Русал». Пока, судя по заявлениям российских и казахстанских экономистов, компании «Богатырь Комир», добывающей уголь в Экибастузе, ничего не угрожает. Во многом это связано с тем, что основные потребители экибастузского угля находятся на территории Казахстана, тогда как на Россию приходится около 20% всех поставок. Другое дело, что «сюрприз» может случиться неожиданно. Произойдет это в том случае, если Соединенные Штаты продолжат свою санкционную политику в отношении России в рамках теперь уже хорошо известного закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». И здесь следует напомнить, что один из пунктов этого американского закона предусматривает введение по мере необходимости санкций в отношении как российских, так и сотрудничающих с ними «физических и юридических лиц, работающих в области нефтедобычи, металлургии, железнодорожного транспорта и производства различных видов вооружения».
При таких обстоятельствах нельзя исключать, что поставки угля в Россию, которые, естественно, осуществляются железнодорожным транспортом, станут весьма затруднительными. К тому же и Российская Федерация, защищая свои экономические интересы, может ускорить переход на кузнецкий уголь Рефтинской и Троицкой ГРЭС, которые, по идее, должны работать на экибастузском угле минимум до 2022 года.
А есть ли выход?
Понимают ли это в правительстве Казахстана? Похоже, что да. На прошлой неделе, 10-го, а затем и 14 апреля, кабинет министров РК уже обсуждал тему антироссийских санкций и их возможных последствий для казахстанской экономики. Особенно интересны были разговоры в кулуарах, где, в частности, прозвучало мнение, что в случае значительного ухудшения российско-американских отношений Казахстан может попытаться договориться о перенаправлении поставок своих основных экспортных товаров в сторону Китая, Ирана, Турции и Западной Европы. Вот только и здесь не без нюансов. Далеко не факт, что, например, Китай пожелает активно закупать глинозем, алюминий, сталь или уголь в Казахстане. Хотя бы потому, что у Поднебесной есть свои проблемы во взаимоотношениях с Соединенными Штатами. Прежде всего по экспорту алюминия и стали. Достаточно сложными видятся и вероятные соглашения с Ираном, отношения которого со странами Запада выглядят, мягко говоря, неидеально. Остаются Турция и Западная Европа, где опять же навряд ли ждут продукцию из Казахстана. А если там приобретать ее пожелают, то, разве что в рамках все того же противостояния с Россией, которой почти наверняка все это не понравится. И надо полагать, именно поэтому Москва периодически напоминает о себе Астане в виде «превентивных» выпадов со стороны находящихся в авангарде российской пропаганды господ вроде Соловьева, Морозова или Затулина.
Спрашивается: так что же делать Казахстану? Вероятно, выход только один – учитывая свои национальные интересы, как можно скорее мирить Москву и Вашингтон, активно привлекая к этому процессу не только политиков да дипломатов, но и известных предпринимателей. Тем более что среди последних есть люди, которые уже давно вхожи в ближайшее окружение как президента России Владимира Путина, так и президента США Дональда Трампа. Причем еще с тех времен, когда они о своих нынешних постах, возможно, даже и не задумывались.
Фото: Shutterstock.com