Посол Кореи в РК Ким Дэ-сик: Казахстан вполне достоин быть основным нашим партнером в ЦА

Опубликовано
Посол Республики Корея в Казахстане Ким Дэ-сик рассказал «Къ» о политических перспективах объединения народа корейского полуострова, а также о том, как с приходом нового президента страна налаживает отношения с регионом ЦА и Казахстаном в частности

В корейском Пхёнчхане не так давно завершились XXIII зимние олимпийские игры, которые стали дипломатической победой. «Къ» пообщался с чрезвычайным и полномочным послом Республики Корея в Казахстане Ким Дэ-сиком о политических перспективах объединения народа корейского полуострова, а также о том, как с приходом нового президента страна налаживает отношения с регионом ЦА, и Казахстаном в частности.

– В Пхёнчхане закончились XXIII Зимние олимпийские игры. В этот раз сложилась уникальная ситуация, когда спортсменки из Республики Корея и КНДР выступали под флагом объединения. Г-н посол, прокомментируйте, пожалуйста, как удалось добиться этого?

– С самого начала нашим девизом была «Мирная олимпиада». В прошлом году КНДР было предложено участие спортсменов из этой страны на нашей олимпиаде, так как мы понимаем, что это, прежде всего, фестиваль мира, единения, добра. В числе предложений было и создание единой сборной женской команды для того, чтобы показать всему миру, что мы – единая нация, которая стремится к объединению. И КНДР, прекратив свои провокационные действия, связанные с ядерными испытаниями, приняла данное предложение.

Хотел бы добавить, что ранее КНДР активно организовывала провокации, связанные с ядерными испытаниями, с запуском баллистических межконтинентальных ракет. Это все вызывало негодование и протест мирового сообщества, которые выражались в виде санкций ООН. И сейчас КНДР поменяла свою позицию на позицию диалога, я думаю, это стало возможным после прихода нового президента Республики Корея Мун Чжэ Ина, который заявил, что он настроен на диалог и объединение с Северной Кореей.

Что может произойти с двумя Кореями после Олимпиады? Останется ли этот настрой на мирный диалог?

– Это очень хороший вопрос и важная тема для всего Корейского полуострова. На самом деле Олимпиада предоставила блестящую возможность для примирения, сближения и единения. Как вы знаете, на церемонию открытия приехали высокие гости из КНДР во главе с госпожой Ким Ё Чжон, которая является не просто сестрой главы КНДР Ким Чен Ына, но и заместителем председателя правящей партии Северной Кореи. И это уже было демонстрацией намерения добра, примирения. Хочу обратить внимание, что эта встреча прошла в очень теплой атмосфере.

Ким Ё Чжон передала личное послание Ким Чен Ына действующему президенту республики Корея Мун Чжэ Ину, в котором заключалось приглашение посетить КНДР для проведения переговоров.

После этого Республикой Корея был отправлен в Пхеньян спецпосланник. По итогам переговоров выяснилось, что КНДР хотела бы провести межкорейский саммит в апреле. Более того, в конце мая КНДР предложила встречу с США. То есть, это на самом деле исторический момент: тот лёд, который сдерживал отношения между двумя Кореями и США, можно сказать, тронулся и начал таять. И атмосфера единения чувствуется на всем Корейском полуострове.

– Вам известно, какие вопросы будут обсуждаться на саммите 27 апреля в пограничном пункте Пханмунджом?

– На межкорейском саммите, конечно, будет обсуждаться сотрудничество в области экономики, культуры, гуманитарных вопросов. Но основная тема – это, прежде всего, денуклеаризация, то есть отказ КНДР от ядерного оружия. Что же касается переговоров КНДР и США, то там основная повестка – это вопрос о нераспространении ядерного оружия и запрет ядерных программ. Ведь ядерная программа КНДР угрожает не только Корейскому полуострову, не только Азии, но и всему миру. И это очень непростой вопрос – никто не может предугадать результаты этих двух встреч. Но все же это прекрасная возможность, которую нужно использовать, чтобы хотя бы попытаться.

Каковы Ваши прогнозы по политике Республики Корея в Тихоокеанском регионе? Как могут сложиться взаимоотношения с КНР и США?

– В целом Республика Корея принимает схожую политику с той, которую проводит Казахстан, то есть многовекторность становится одним из основных наших внешнеполитических принципов. Понятно, что КНР и США – важнейшие для нас страны в плане безопасности, обеспечения стабильности в регионе. До прихода к власти Мун Чжэ Ина был конфликт между Республикой Корея и Китаем из-за системы противоракетной обороны THAAD. США намеревались установить на территории Республики несколько таких ядерных установок, и это сильно ухудшило отношения между Сеулом и Пекином. Но Мун Чжэ Ин, став президентом, провел несколько встреч с руководством Китая, и отношения, можно сказать, обновились.

Что касается США, то нас связывают традиционные союзнические отношения. И уже было проведено несколько встреч с президентом Трампом.

Дорога короче, но дороже

– В прежние периоды взаимоотношения Республики Корея и Казахстана были хоть и теплыми, но не отличались активностью. Какими могут быть перспективы?

– Конечно, в последнее время экономическая активность несколько спала, и этому есть ряд причин. Основная, конечно же, связана со снижением цен на нефть, общемировой экономической конъюнктурой. Но эта страница уже закрыта, так как в прошлом году наш товарооборот показал резкую динамику восстановления. Это было связано с тем, что Республика Корея увеличила импорт казахстанского нефтесырья. Тем более, что Корейская нефтяная корпорация уже на протяжении многих лет работает в западном регионе Казахстана, добывая нефть.

Также хочу отметить, что в первой половине этого года обсуждается вопрос о возможном визите президента Мун Чжэ Ина в Казахстан. Я думаю, если во время этого визита главы государств обратят внимание на данный рынок, на развитие этой индустрии, крупные компании Кореи будут еще более заинтересованы во вхождении в казахстанский рынок.

На самом деле у нас потенциал в экономической области очень высок. Есть ряд успешных примеров – это вхождение компании Lotte в Алматы, которая приобрела фабрику «Рахат». Также надо упомянуть завод LG, который в Алматы производит электронику. Компания High Vill в Астане ежегодно предоставляет на рынок сотни квартир. Всего в Казахстане работает более 200 компаний в таких отраслях как строительство, логистика, трейдинг. Даже есть корейский банк, работающий здесь. Совсем недавно было подписано соглашение о строительстве БАКАД (Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога), где выиграл консорциум, состоящий из корейских и турецких компаний. В настоящее время корпорация Daewoo в Карабатане (Западный Казахстан) производит морской модуль, предназначенный для нефтегазовой отрасли Казахстана. То есть в целом активность есть.

– Недавно у Вас прошла встреча с руководством АО «Казгеология». В частности, шла речь о перспективах взаимоотношений сторон в геологоразведке на казахстанских месторождениях. Какие направления наиболее интересны корейской стороне?

– Мы все живем в эпоху активного развития электрических устройств, в частности, электромобилей. И сейчас очень важно производство батарей для них. Основными компонентами для этого являются как раз литий, кобальт и никель. И во время нашей встречи с руководством Казгеологии обсуждался вопрос возможности совместной разведки потенциальных месторождений руд данных редкоземельных металлов. И если бы таковые обнаружились, мы бы, конечно, проявили интерес к совместной разработке месторождений. Сейчас в Корее есть много компаний, которые производят батареи для электромобилей, их технологии являются передовыми в мире, и у них огромный интерес к рынку лития, его сегодня называют «белой нефтью». Это важнейший металл для многих экономических держав, к которым мы относим и себя, так как у нас очень развито и автомобилестроение, и промышленность, связанная с электроникой. Заинтересованы в разработке этих редкоземельных металлов, прежде всего, конечно, компании, входящие в группы LG, Daewoo.

А помимо перечисленных сфер, есть ли какие-то перспективные отрасли, которые интересуют Республику Корея в РК?

– От предстоящего возможного визита Мун Чжэ Ина мы ожидаем еще большей активизации сотрудничества в области экономики. У Казахстана есть ряд перспективных направлений, таких как государственная политика по цифровизации экономики, модернизации индустрии, расширению производственных отраслей и мощностей, по укреплению сельского хозяйства. Также особое внимание уделяется здравоохранению и медицине, развитию человеческих ресурсов. Все эти институциональные программы Казахстана перекликаются с теми страновыми преимуществами, в которых Республика Корея сильна. И мы готовы обмениваться опытом, сотрудничать во всех областях.

Я, как посол Республики Корея в Казахстане, с интересом наблюдаю такую тенденцию, что наша страна, может быть, большее внимание уделяет Узбекистану. Это связано и с прошлогодним визитом президента Мирзиёева в Республику Корея. Эта тенденция меня подстегивает к еще большей активизации здесь. И я думаю, что если Казахстан будет предоставлять еще более благоприятную среду для ведения бизнеса, то данную тенденцию можно будет исправить. Казахстан вполне достоин быть основным нашим партнером в регионе.

Перейду к тем конкретным направлениям, которые уже можно обсуждать. Основной тематикой международной выставки ЭКСПО, прошедшей в Астане, была «Энергия будущего». И именно в области возобновляемой энергетики нас с Казахстаном может связать очень многое. Особенно стоит отметить преимущество Республики Корея в атомной энергетике. Если Казахстан будет заинтересован в строительстве АЭС, Корея будет готова представить свои предложения. Также наша страна готова предложить свой большой опыт в модернизации действующих ТЭС

Мы знаем, что Казахстан инициировал строительство нового газопровода Кызылорда-Астана, объединяющего юг с северными регионами. В Корее много сильных и опытных строительных компаний, которые бы с радостью приняли участие в данном проекте, если будет такое пожелание от казахстанской стороны.

Хотел бы особо отметить, что вагоны и локомотивы для алматинского метро были поставлены Кореей. И в случае расширения веток метрополитена мы будем готовы организовывать дополнительные поставки.

Заинтересована ли Республика Корея, ее компании во взаимоотношениях с Казахстаном по порту Ляньюнган?

– Мы являемся экспортером товаров в Европу. И этот путь, начинающийся от порта Ляньюньган очень важен с точки зрения логистики. Корея всегда использовала российский маршрут – через Транссибирскую магистраль. Он для нас был привычен, но путь через Китай и Казахстан сократил бы маршрут товаров на две тысячи километров. А это сократило бы и время пути. Но есть вопросы, касающиеся расходов на логистику, а также прохождения двух дополнительных границ. Правительство Кореи организовало пробную отправку наших товаров из порта Ляньюньган, и вышло так, что расходы на логистику выше, чем при отправке через Россию. Но все же интерес компаний к этому пути у нас есть, и большой, поскольку тут возможно сокращение времени доставки. И если Китай и Казахстан совместно примут меры по сокращению расходов на логистику, и, возможно, по улучшению инфраструктуры, этот путь может сыграть огромную роль в межрегиональном сотрудничестве, поскольку товары их Кореи и Японии могут пойти этим маршрутом.

Иван кивает на Петра и оба – на Абрама

– В сентябре Мун Чже Ин заявлял об инициативе подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС. Какие в этом направлении есть подвижки? В чем интерес Кореи к рынку ЕАЭС?

– Да, он озвучивал эту инициативу, но стоит отметить, что в 2016 году, во время своего государственного визита в Республику Корея, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время встречи с экс-президентом Пак Кын Хе, выразил заинтересованность в соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и Кореей.

Но вопрос подписания на самом деле непростой, так как ЕАЭС это, прежде всего, союз нескольких стран. На данный момент проведено три этапа совместного исследования по данному вопросу. Мы заинтересованы в этом, но пока непонятно, какая из сторон – Казахстан или Россия – проявляет свою неактивность в вопросе подписания. Каждая из стран указывает на соседа. Это связано с тем, что есть опасения у одной из сторон, что корейской продукцией будет причинен урон местным производителям в плане конкуренции.

Мы бы хотели отметить, что подписание FTA, то есть соглашения о взаимной торговле, в разы поднимает уровень товарооборота, объемы инвестиций, входящих в страну. И тем самым развивает производство, промышленность, дает положительный эффект в индустриализации. Бизнес свободно заходит на те рынки, страны которых подписали FTA. В любом случае, я убежден, что стороны придут к консенсусу.

Корея заинтересована в ЕАЭС, при том, что рядом есть рынки с большей аудиторией, такие как Китай, Юго-Восточная Азия?

– Прежде всего стоит отметить, что наша страна не обладает природными ресурсами, то есть наша экономика ориентирована на то, что закупив сырье, мы производим нашу экспортную продукцию. И, соответственно, чем больше рынков – тем лучше для нас. Поэтому соглашения FTA у нас всегда стоят на основной повестке. Нами уже было подписано более 60 подобных соглашений со странами Европы, Центральной, Южной и Северной Америки.

ЕАЭС обладает рынком более 200 млн человек – это огромный потенциал. И учитывая то, что этот рынок богат природными ресурсами, которые жизненно необходимы для нашей экспортоориентированной экономики, этот рынок для нас очень интересен. Также стоит подчеркнуть, что сейчас активно обсуждается проект Северного морского пути, это новый путь в Европу через Северный ледовитый океан. И в этом ключе у нас налаживаются взаимоотношения с Дальним Востоком России. Там у нас планируется строительство новых логистических центров, кораблестроительного дока. Кроме того, мы в этом регионе сотрудничаем в области сельского хозяйства. Учитывая то, что он находится в границах большого рынка ЕАЭС, подписание этого соглашения будет для нас приоритетным.

Бренды Кореи – корпорации и интертейнмент

Какова роль чеболи на экономику и политику страны? Что поменялось и что поменяется с приходом Мун Чже Ина? Можно ли и нужно ли что-то менять в плане их влияния?

– Конечно же, роль и функционал чеболи очень разнообразны. Основная роль, возлагаемая на них, заключается в том, что такие чеболи как Samsung, Hyundai, LG и прочие крупные корпорации – это, прежде всего, лицо Кореи, успешные мировые бренды, которые конкурируют на высоком глобальном уровне. И в этом их роль в продвижении страны очень высока.

Но при этом корпорации обладают огромным влиянием в стране, и с ними связан ряд негативных вопросов. Это касается условий, созданных для рабочих компаний, а также заводов, находящихся за границей. А неравные и неблагоприятные условия работы могут влиять и на отношения двух стран. Также важна проблема создания новых рабочих мест, с которой корпорации не всегда справляются. Поэтому есть слабые места в этом отношении.

Что касается нового правительства в лице президента Мун Чже Ина, то оно придерживается либеральных ценностей, основанных на справедливости, на равном распределении ресурсов страны, нежели на слепой экономический рост. Поэтому есть требование правительства Кореи к чеболи по соблюдению условий справедливости, предоставлению равных условий трудящимся и так далее.

Такие вопросы, как прозрачность деятельности чеболи, связи с политиками, получение каких-либо льгот – все это под тщательным контролем нового правительства. При этом особое внимание сейчас уделяется отношениям малого и среднего бизнеса с корпорациями, поскольку МСБ всегда являлся базой для создания новых рабочих мест. Поэтому важно, чтобы было хорошее взаимодействие между чеболи и субъектами МСБ.

В целом чеболи исполняют свою позитивную роль – выходят на новые рынки, демонстрируют рост, увеличивают экспортный потенциал страны. Поэтому их деятельность поддерживается, никакого неадекватного или необоснованного давления на них не оказывается. Единственное – их сейчас призывают к обеспечению справедливости, равному распределению, прозрачности ведения бизнеса.

Во всем мире прогремели проекты в рамках k-pop. Что может в этом направлении Казахстану предложить корейский бизнес и посольство?

– Я мог лично убедиться, что интерес к k-pop очень высок в Казахстане. В прошлом году в рамках культурных программ Экспо-2017 был проведен День Кореи. И на велодроме «Сары-Арка» мы провели большой концерт, где участвовали более семи тысяч молодых казахстанцев. И я видел огонь, страсть в их глазах. По всему миру «корейская волна» распространяется, и я думаю, что это стало возможным благодаря экономическому развитию страны. Как только она встала на ноги, народ начал обращаться к своим культурным истокам, традициям, музыке. И внутри страны возник большой спрос. Далее стало ясно, что эта культура, прежде всего, может продвигать бренд страны. Я думаю, Казахстан, выйдя на определенный этап своего экономического развития, сможет активно продвигать свой бренд, популяризируя свою культуру. K-pop играет такую роль в формирвоании и продвижении имиджа страны. Поэтому по возможности наше правительство поддерживает исполнителей в их мировых гастролях.

Стоит отметить, что в Астане есть корейский культурный центр, который занимается продвижением корейской культуры, проводятся различные мероприятия. Так, 31 марта в Назарбаев университете при поддержке посольства и корейского культурного центра прошло соревнование k-pop исполнителей. Оно организовано клубом k-pop при Назарбаев университете, который был создан силами студентов.

Также в этом году, в рамках празднования 20-летия Астаны мы запланировали проведение масштабного фестиваля k-pop, где каждый астанчанин и гость столицы сможет соприкоснуться с нашей культурой.

И мы думаем, что есть возможность сотрудничества с казахстанским телевидением в рамках бизнеса развлечений, поскольку уже есть ряд перспективных проектов. В целом индустрия развлечений не заканчивается просмотром сериалов, корейских фильмов. Это огромная сфера бизнеса, где есть миллиардные прибыли. Это новый вид экономики, основанной на знаниях, который доступен развитым странам, у которых есть экономическая основа. И я уверен, что Казахстан вполне способен двигаться в этом направлении. Корея в этом смысле – яркий пример. У нас продвигается не только k-pop, но и k-drama, а также киноиндустрия. И в этом направлении мы тоже можем успешно сотрудничать.

Читайте также