В минувший понедельник, 23 апреля, весь мир облетели фото и видеокадры торжеств в Армении. Десятки тысяч жителей Еревана и других городов этой страны танцевали, пели и играли на различных музыкальных инструментах. Поводом для массовых празднований стал уход Сержа Саргсяна с поста премьер-министра под давлением продолжавшихся 11 дней митингов протеста, требующих его отставки. Мировое сообщество заговорило о «бархатной революции по-армянски». Однако, говорить, что власть в этой закавказской республике поменялась, пока ещё несколько рановато.
Почему обрадовались армяне
«Никаких антироссийских или прозападных лозунгов все эти дни на улицах Еревана не наблюдалось. Люди хотели только одного, чтобы Саргсян ушел», — поделился своими впечатлениями с «Къ» житель столицы Армении, военный пенсионер Севак Паносян. По словам нашего собеседника, большинству граждан его страны надоели бесконечные обещания о будущей хорошей жизни, которые на протяжении последних 11 лет давал Серж Саргсян, будучи вначале премьер-министром, а затем и президентом Республики Армения в течение двух сроков.
«На самом деле лучше не стало. Цены растут, зарплаты маленькие, молодежь уезжает за границу. Разве это нормально? А Саргсян что?! В 2015 году Конституцию поменял, парламентскую республику объявил. Обещал за власть не держаться, а сам премьером стал! Зачем стал? Чтобы все так и продолжалось — рост цен, маленькие зарплаты и массовый отъезд молодежи? Поэтому, когда он 23-го объявил о своей отставке и признал правоту Никола (Пашинян — депутат парламента Армении от оппозиционного блока «Елк» — «Къ»),мы все обрадовались. У нас надежда появилась на лучшее будущее», — поделился своими впечатлениями с «Къ» Севак Паносян.
Не договорились
Казалось бы, после отставки Сержа Саргсяна, который, несмотря на свое военное прошлое, включая войну в Нагорном Карабахе, не пошел на обострение ситуации в стране, все должно было успокоиться. Ожидалось, что 25 апреля на встрече лидера армянской оппозиции Никола Пашиняна и исполняющего обязанности премьер-министра Армении Карена Карапетяна, который до Саргсяна уже руководил правительством с 2016 года, обе стороны постараются найти компромиссные решения по выходу из сложившейся ситуации. Но Никол Пашинян, на прошедшем в Ереване брифинге предварительно сообщив о своей готовности стать премьер-министром, неожиданно выдвинул условия своей встречи с представителями правительства. По его словам, переговоры должны пройти в формате «три на три» и обязательно в присутствии СМИ. При этом, по требованию Пашиняна в переговорах должны были участвовать только Карен Карапетян, спикер парламента Ара Баблоян и руководитель фракции от правящей Республиканской партии Ваграм Багдасарян. Другого варианта Пашинян не предусматривать не стал.
«Есть все основания полагать, что Республиканская партия постарается сохранить свою власть на волне народного недовольства, пожертвовав своим собственным лидером Саргсяном», — заметил Никол Пашинян, подчеркнув, что оппозицию поддерживает 90% населения Армении.
Подобный подход явно не устроил правительство Армении. В ночь с 24 на 25 апреля исполняющий обязанности премьер-министра Карен Карапетян официально отказался от встречи с Пашиняном, отметив, что имея определенный опыт ведения переговоров, он никогда не слышал о таком формате. В ответ Никол Пашинян через Facebook призвал своих сторонников вновь выйти на улицы с маршами протеста, чтобы не допустить участия правящей Республиканской партии на возможных внеочередных выборах в парламент Армении.
«Очевидно, что Республиканская партия и, в частности, исполняющий обязанности премьер-министра Карен Карапетян считают, что граждане Армении и армянский народ полностью удовлетворены отставкой Сержа Саргсяна, и сейчас настало время подумать о воспроизводстве РПА. Думаю, в этой ситуации мы должны очень четко выражать свои позиции. Речь идет о гражданах Армении и нужно четко зафиксировать, что подобный ход событий, подобное развитие никак не может быть включено в планы революции», — отметил Пашинян.
Второй этап
Можно сказать, что с этого момента противостояние в Армении получило политическую окраску. По призыву Никола Пашиняна на центральные улицы Еревана с требованием отставки правительства и роспуска Республиканской партии по разным оценкам вышло от 10 до 30 тысяч его сторонников. Одновременно акции протеста начались и в других городах Армении — Гюмри, Иджеване, Ноемберяне, Апаране, Артике и Каджаране. В ответ ереванская полиция оцепила здания правительства и Республиканской партии Армении, подтянув к ним не только подразделения специального назначения, но и бронетранспортеры. Создавшееся напряжение немедленно отразилось и на настроении в социальных сетях, где развернулись жаркие споры. Оказалось, что Никола Пашиняна в основном поддерживает молодежь, настаивая на немедленном проведении внеочередных парламентских выборов. Тогда как граждане Армении среднего и старшего возраста призывают не торопиться с выводами, отмечая, что Никол Пашинян, будучи журналистом по образованию, «не лучшая кандидатура в качестве премьера, поскольку хоть и ведет за собой народ, пользуясь внутренними проблемами страны, в целом является далеким от политики человеком».
Эксперты допускают кризис
Естественно, немало ныне размышлений и по поводу будущего Армении, которое, судя по публикациям, главным образом в западных СМИ, выглядит достаточно неопределенно. В частности, по мнению возглавляющего армянский Аналитический центр глобализации и регионального сотрудничества Степана Григоряна, опубликованному в Deutsche Welle, оппозиция во главе с Николом Пашиняном, скорее всего, возьмет власть в руки. Другое дело, что демонтаж политической системы, созданной пока правящей Республиканской партией, займет немало времени, а потому в будущем возможны самые неожиданные сценарии развития Армении.
В свою очередь ведущий эксперт аналитического центра политических и международных исследований в Ереване Рубен Меграбян в своем комментарии тому же немецкому изданию вполне допускает, что Республику Армения ждет серьезный политический кризис.
«Хотя протестующие одержали блестящую, важную, но все же тактическую победу, впереди политический процесс, содержащий много неопределенностей и рисков. Но надо понимать, что большинство в парламенте, сформировавшееся после последних выборов, не отражает общественных настроений. И ситуацию фундаментально разрулить без проведения в разумные сроки внеочередных выборов не получится», — подчеркнул Меграбян.
Особая проблема
Надо отметить, что на фоне событий в центральных городах Армении особняком стоит проблема Нагорного Карабаха или Республики Арцах, как ее называют армянские СМИ. Главным образом, в социальных сетях видимо сторонниками Сержа Саргсяна, который родился в Степанакерте и участвовал в войне за Нагорный Карабах, высказываются предположения, что ослабление центральной власти в Армении способно привести к новым вооруженным столкновениям с желающим вернуть себе территорию Карабаха Азербайджаном. Вероятно, это достаточно распространенное мнение и позволило нынешнему главе непризнанной республики Бако Саакяну не только провести ряд встреч с представителями правительства и оппозиции, но и выступить с предупреждением, что «дестабилизация внутри страны грозит внешней безопасности Армении».
Штаты определились?
Между тем, на происходящие события в Армении отреагировали и в Соединенных Штатах. Официальный представитель Государственного департамента США Хизер Науэрт распространила заявление, что Соединенные Штаты призывают все стороны «занять конструктивную позицию и осуществить мирный переход власти в рамках закрепленного Конституцией Арменией порядка и верховенства закона». То есть, в Вашингтоне уже определились, какую из сторон противостояния они будут поддерживать.
В завершении небольшая деталь: депутат парламента Армении от оппозиционного блока «Елк» 42-летний Никол Пашинян ранее неоднократно подвергал жесткой критике членство Армении в ЕАЭС, одновременно настаивая на расширении сотрудничества с Европейским Союзом.
Фото: Reuters