МИР посчитал желающих вкладываться в венчурные фонды в Казахстане

Опубликовано
Крупные казахстанские бизнесмены уже вкладываются в венчурные фонды

Крупные казахстанские бизнесмены уже вкладываются в венчурные фонды, но при этом регистрируют их за рубежом из-за отсутствия четкого законодательного регулирования и стимулов со стороны государства, сообщил в среду вице-министр по инвестициям и развитию Казахстана Тимур Токтабаев.

«Посчитать желающих сложновато, но я могу сказать, что порядка десяти крупных известных бизнесменов готовы финансировать венчурные фонды. У некоторых из них даже есть фонды, но они зарегистрированы не в Казахстане, к сожалению, и финансируют, соответственно, не казахстанские проекты», — сказал Токтабаев в ходе презентации в мажилисе законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам рискового (венчурного) финансирования».

Законопроект предусматривает введение механизмов господдержки деятельности венчурных фондов, в том числе – возможное государственное софинансирование венчурных проектов непосредственно или через госинституты развития. При этом разработчики обещают оценивать эффективность государственных мер стимулирования венчурного финансирования с учетом высокорисковой специфики этой сферы.

В свою очередь, председатель правления АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (НАТР) Марат Омаров подтвердил, что в настоящее время вкладываться в венчурные проекты имеет смысл только при реализации их за рубежом.

«С 2006 года АО «Национальный инвестиционный фонд» вкладывал средства в 8 казахстанских венчурных фондов и в три зарубежных венчурных фонда, — сказал Омаров. — Прошло чуть больше 10 лет, в прошлом месяце мы из израильского фонда Vertex Venture, куда НАТР проинвестировал около 10 млн долларов в 2006 году, вышли с прибылью оттуда чуть более 3 млн долларов. Там еще наши портфельные компании остались, еще мы ожидаем прибыль. Еще есть участие в американском и в швейцарском фондах, там мы тоже ожидаем прибыль, но там мы совсем миноритарный инвестор», — добавил он.

Что касается казахстанских венчурных фондов, то они, по словам главы правления НАТР, не являются венчурными в классическом европейском понимании.

«Это просто инвестфонды, которые вложились не в инновационные компании, а в добавочные технологии каких-то производственных компаний. И, к сожалению, ситуация такая, что в Казахстане трудно говорить о наличии венчурных фондов вообще. А вот по зарубежным активам уроки извлечены, мы поняли, что для того, чтобы вернуть инвестиции, нужно время, и в денежном выражении отовсюду с прибылью там выходим», — добавил он.

Позже, отвечая на уточняющие вопросы депутатов, представитель НАТР признал, что по четырем казахстанским инвестфондам и 8 портфельным компаниям, в которые вкладывался НИФ, «результата не получено».

«Надо признать, ведется моими коллегами претензионно-исковая работа с правоохранительными органами, думаю, отдельно какие-то результаты озвучим», — заключил Омаров.

Читайте также