Депутаты мажилиса в среду на пленарном заседании одобрили в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».
«Геополитическая, религиозная ситуация и усиление экстремизма и терроризма в мире за последние годы требуют совершенствования позиций и нормативных, правовых норм в сфере религии. Эта ситуация происходит во всем мире. Этот вопрос коснется и нас. Поэтому, действия, направленные на совершенствование законодательства в сфере религии, считаем особо необходимыми для целостности и стабильности государства», — заявил, выступая на пленарном заседании, министр по делам религий и гражданского общества Дархан Калетаев.
Он отметил, что законопроектом предполагается внесение 53 поправок в 12 законодательных актов, в том числе 3 кодекса и 9 законов.
В частности, предусмотрены поправки, «призванные не допускать использования религии в деструктивных целях». Вводятся новые понятия, такие как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм».
«Введение этих понятий, а также запрета на распространение идеологии деструктивных религиозных течений, их атрибутов и внешних признаков даст возможность противодействовать проникновению в общество чуждым нашей стране идеологиям», — пояснил Калетаев.
Также проектом предусмотрен запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений.
«Введение таких мер требуется для безопасности граждан. Такие нормы действуют в законодательствах Бельгии, Франции, Болгарии, Австрии и ряде других государств. Эта норма не связана только с религией, поэтому она вводится в Закон «О профилактике правонарушений», — объяснил министр.
Также законопроект содержит положения по конкретизации прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности.
«Во-первых, предлагается базовое регламентирование поведения государственных служащих. Проектом вводятся три ограничения, которые уже предусмотрены кодексом этики госслужащих. А именно: не использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений; не принуждать подчиненных к религиозной деятельности; не выступать инициатором или членом религиозного объединения», — сказал Калетаев.
При этом он подчеркнул, что «предлагаемые нормы не задевают базовых прав данной категории граждан в области религии, т.е. например, совершение или участие в религиозных мероприятиях и ритуалах в нерабочее время».
Кроме того, в целях осуществления проверки и контроля на соответствие законодательству деятельности религиозных объединений предлагается наделить Министерство и местные исполнительные органы соответствующей компетенцией и определить порядок осуществления проверки. Также вводятся функции местных исполнительных органов по мониторингу религиозной ситуации.
«Сегодня Управления по делам религий акиматов областей, городов Астана и Алматы имеют право изучать религиозную ситуацию, а также деятельность религиозных объединений, миссионеров, духовных организаций образования, действующих в регионе. Но на районном уровне такое полномочие отсутствует. Тогда как районные акиматы занимаются вопросами в сфере религии, в том числе, проводят анализ религиозной ситуации в регионе, составляют протокола об административных правонарушениях. В связи с этим, предлагается закрепить данную компетенцию за акиматами районов на законодательном уровне», — объяснил министр.
Также законопроект предлагает расширить функции МВД по профилактике преступлений, связанные с религиозной деятельностью.
Наряду с этим, предусмотрены поправки, призванные сделать проще и понятнее работу религиозных объединений. В частности, предусмотрено упрощение требований для регистрации региональных религиозных объединений. Согласно проекту закона для создания регионального религиозного объединения достаточно представителей местных объединений из одной области.
«Предлагается включить в законодательство нормы, обеспечивающие равные права всех граждан, в том числе, как верующих, так и неверующих, вне завимости от религиозных взглядов. Этого требуют международно-правовые обязательства Республики Казахстан. Замечание в этой части давал Комитет ООН по правам человека. Сегодня более 14% казахстанцев позиционируют себя как атеисты или агностики. Их права должны быть защищены на том же уровне, на каком это обеспечивается для верующих», — подчеркнул Калетаев.
Также поправками повышается защищенность несовершеннолетних от незаконного вовлечения в религиозную деятельность. Предлагается нормативно закрепить, чтобы детей и подростков не привлекали к обрядам и церемониям без согласия их родителей или законных представителей.
«В целом, нормы, предусмотренные в законопроекте, вносятся для усиления стабильности религиозной ситуации в стране, повышения ответственности религиозных объединений и граждан, недопущения использования религии в деструктивных целях», — заключил министр.
Законопроект одобрен в первом чтении и передан в профильный комитет мажилиса для подготовки ко второму чтению.
ФОТО: Аскар АХМЕТУЛЛИН