Ресурсы

Жители домов, идущих под снос в Алматы, не могут получить компенсацию

При этом решение суда у многих вступило в силу еще в конце прошлого года

Жители домов, которые сносят для строительства развязки, соединяющей нижнюю часть города с проспектом Назарбаева, пожаловались на то, что им до сих не выплатили компенсацию. При этом решение суда у многих вступило в силу еще в конце прошлого года, люди уже успели отдать крупные суммы в качестве задатка за другие дома и потеряли эти деньги. Об этом пишет NUR.KZ.

По словам жителей улиц Плодовая, Маяковского, Щорса, близ улицы Жансугурова, уже долгое время практически «сидят на чемоданах». Многие готовы к переезду, готовы оставить свои дома, но до сих пор не могут получить компенсацию за них, чтобы приобрести другое жилище.

«Суды у нас прошли в конце декабря, в январе мы встречались с представителями акимата, нам было заверено, что в феврале нас не будет. Сумма компенсации нас не устроила, но выбора нет. Сейчас нам говорят – денег нет, перестаньте звонить, результата нет. Мы смотрим передачи, говорят, что деньги есть и выплачиваются. Зачем вообще нужно было начинать снос, если нет в бюджете денег на нас?», — негодует Наталья Александровна Галиакбарова.

Некоторые дома уже начали сносить, строительства развязки уже идет практически в полную силу. Наталья Александровна говорит, что жить в грохоте и пыли невозможно.

«Мы договорились насчет временного жилья, дали задаток, но денег нет – нам отказали. Сейчас сложно найти подходящее жилье. Аким приезжал к нам, ему доложили, что все выкупается, все делается, но никто из нас не знал о его приезде, почему нас никто не позвал?», — говорит жительница.

Любовь Александровна Ким уже растратила часть тех пока виртуальных денег, которые причитаются ей в качестве компенсации. По ее словам, она отдала задаток за дом – миллион тенге – и потеряла их.

«У меня суд прошел 11 декабря, и решение вошло в силу. Сказали, что через месяц будут выселять. Когда началась кампания по сносу, нам сказали — к лету вас не будет. Мы начали быстро искать дом, первый задаток у меня пропал, мы отдали миллион. Продавцы ждали 4 месяца, но нашелся другой покупатель.

Потом нам сказали, что в конце мая – в июне деньги будут. Но мы не знаем, что будет. Мы нашли новый дом, отдали за него два миллиона задаток. Но продавцы сказали, что если будут покупатели, то они продадут. Мой дом оценили в 17 миллионов, и считайте, сколько я уже потеряла. На задаток мы заняли деньги», — говорит она.

Ситуации разные: у кого-то дом на два хозяина, и за половину уже перечислили деньги, а за вторую – нет. У кого-то и вовсе половину дома уже сносят, а жильцы второй половины продолжают жить там же, говорят люди.

«У меня одна кровать тут стоит, другая там. В доме только шкафы остались, даже чашек нет. 19 мая звоню, у меня был сильный приступ – я на учете состою, у меня криз 4 степени, давление и астма. Звоню, говорю, что мне плохо, я, наверное, крякну — так им и сказала. Спрашиваю, что будет дальше с моим домом? Мне говорят – получат наследники. Когда они решат вопрос? Зачем было обещать, начинать строить, если нет земли? С 40-го года мы ежегодно платили налоги. А нам один раз нечем заплатить? А где тогда наши налоги?», — возмущается пенсионерка Надежда Егоровна Буриченко, которая тоже оставила задаток за новое жилье в размере 600 тыс. тенге.

«Нам 8 ноября 2017 вынесли решение в суде, 15 декабря 2017 года оно вступило в законную силу. Мы ждем шестой месяц, мы в стрессовом состоянии второй год. Когда выплаты будут? Нас убеждали, что проблем с выплатой не будет, когда начинался снос. Наконец-то мы прошли все процедуры. Решение не выполняется. Они говорят, что если в конце июня не будет денег, то мы остаемся на следующий год!», — рассказывает другая жительница Ольга Викторовна Черкасова.

Ситуацию прокомментировал общественный защитник, руководитель союза защиты предпринимателей и собственников Василий Резван.

«Мы два года ведем этот проект, участвовали во многих судебных процессах и досудебной подготовке. В августе мы увидели, как одних собственников снесли по ускоренной процедуре, и мы поверили акимату. Мы решили пойти по ускоренной процедуре, но оказалось, что оценивают по кадастровой стоимости, а мы доказали, что она неконституционна и незаконна. Стали приглашать оценщиков, прошедших тендер в акимате, они тоже давали ниже рыночной, многие пошли на уступки», — говорит Резван.

«Все деньги УЗО выдало предпринимателям на кафе и рестораны, они работают. Они даже без судов прошли. На сайте Минфин была сумма 7,7 миллиардов тенге, выделенных на развязки. Наш уполномоченный орган озвучил другую цифру — 500 миллионов, мол, сэкономили. Вот результат экономии. Мы сейчас видим, как страдают люди. По Конституции, по статье 1 высшей ценностью является человек, его права и свободы. Сейчас идут кражи, нескольких жильцов обворовали, поджигают дома, обрезают воду. Сейчас надо выписывать исполнительный лист на суммы, чтобы каждый день шла пеня, тогда скорость выдачи денег увеличится», — уверен защитник.