В минувшее воскресенье, 27 мая, неожиданно на сайте АО «АлмаТел Казахстан» было опубликовано письмо участника единственного акционера данной компании Татьяны Пак, находящейся в следственном изоляторе Алматы по уголовному делу, связанному с невозвратом кредита АО «Банк «Bank RBK», который находится под процедурой восстановления с октября 2017 года.
Возвращаясь назад, к началу истории, напомним, что в ноябре 2017 года на расширенном заседании политического совета партии «Нур Отан», комментируя ситуацию с Bank RBK, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил: «Мы всех приведем в чувство, акционеров. Воры будут сидеть там, где они должны сидеть. Заставим их вернуть деньги, постараемся стабилизировать работу этого банка».
Вслед за этим, уже 18 апреля 2018 года, на совещании по итогам деятельности Национального банка Нурсултан Назарбаев резко высказался о деятельности «ЭксимБанка», Банка Астаны и Qazaq Banki, отметив, что они имеют «ужасные показатели из-за того, что акционеры плохо руководили ими, задолжали и не могут ответить своим вкладчикам».
Отметим, что и Qazaq Banki также тесно связан с проблемами Alma TV. 20 апреля на сайте Казахстанской фондовой биржи появилось сообщение, что на деньги и имущество АО «Алма Телекоммуникейшнс Казахстан» наложен арест на сумму 2,18 млрд тенге. Дата решения о наложении ареста – 12 апреля 2018 года. Как уточняют в Специализированном межрайонном суде Алматы, между компанией и банком было заключено соглашение о предоставлении кредитной линии с лимитом в размере 3 млрд 200 млн тенге сроком на 36 месяцев. «Ответчик – «Алма-ТВ» – свои обязательства перед банком не исполняет. Поэтому Qazaq Banki просит суд обязать АО «Алма Телекоммуникейшнс Казахстан» исполнить действия, предусмотренные договором залога и передать в залог банку деньги в размере 2 млрд 68 млн 954 тыс. тенге», – сообщили в пресс-службе.
Акции в обмен на свободу
Между тем, в своем обращении президенту РК Нурсултану Назарбаеву, а также председателю Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алику Шпекбаеву Татьяна Пак сообщила свое видение проблемы. В частности, как отмечено в письме, в конце 2017 года она приобрела в рассрочку пакет акций «Алма-ТВ».
«Вскоре после приобретения в рассрочку доли в «Алма ТВ» ко мне домой пришли сотрудники ДСФК (дочерняя структура Bank RBK. – «Къ») вместе с людьми в погонах и потребовали «переписать акции «Алма ТВ» на ДСФК», в противном случае грозили преследованиями мне и семье. Я отказалась, ведь ничего противоправного не совершала, поэтому верила, что всё будет в рамках закона. Когда меня задержали, из материалов следствия я узнала, что меня подозревают как соучастницу в несуществующем преступлении Жомарта Ертаева, в котором «Ертаев, будучи советником председателя совета директоров банка пролоббировал выдачу кредита в $80 млн (…) с целью его невозврата». Речь идет о 2014 годе, хотя я приобрела долю «Алма ТВ» в конце 2017 года. В материалах дела установлено, что все деньги вышеуказанного кредита были перечислены на личный счет Динмухамеда Идрисова в день выдачи кредита. Следственная группа, возглавляемая Бауыржаном Мужиковым и курируемая Талгатом Татубаевым, игнорирует очевидные факты: кредит на покупку компании «Алма-ТВ» в 2014 году взяла в Bank RBK компания «Ордабасы Комьюникейшенс» из группы «Ордабасы» Динмухамеда Идрисова, деньги поступили на личный счет Идрисова, сам Идрисов в тот момент действительно был акционером Bank RBK, информация об этом есть на сайте KASE. Но по факту распоряжения этим кредитом возбуждено уголовное дело на Ертаева, как «советника» (хотя он не работал в Bank RBK) и на меня – покупателя доли «Алма-ТВ» в 2017 году», – пишет Татьяна Пак.
Также она сообщает, что срок погашения кредита, выданного в 2014 году на покупку «Алма ТВ», наступает только в 2019 году. Поэтому на момент передачи его из Bank RBK в ДСФК он не был «проблемным». В заключение автор письма делает вывод: «Признание кредита «проблемным» и передача в ДСФК – это инициатива Мади Мамбетова – руководителя ДСФК. Целью этих действий является отъем компании, стоимостью 80 млрд тенге, в счет погашения кредита, размером в 16 млрд тенге, срок выплаты которого еще даже не наступил (он наступит только в декабре 2019 года). Они надеются, что в СИЗО я буду более сговорчива и перепишу в пользу ТОО «ДСФК» долю компании».
Напомним, что в начале года, по сообщениям в СМИ, акционер Bank RBK начал реализовывать планы по реанимации банка. В частности, портфель был докапитализирован на сумму 35 млрд тенге, а проблемные кредиты в размере 595 млрд тенге были переданы в отдельную компанию, которая не связана с банком и занимается только возвратом средств.
К слову, ТОО «Специальная финансовая компания DSFK» (ДСФК), судя по данным из открытых источников, является «дочкой» ТОО «Корпорация Казахмыс», руководителем в декабре назначен Мади Мамбетов.
Доли вразлет
Редакция «Къ» обратилась в АО «Bank RBK» с целью прояснить суть конфликта и позицию банка в отношении данного дела. Формальный ответ не заставил себя ждать: «В декабре 2017 года Bank RBK осуществил передачу сомнительных активов на сумму 603 млрд тенге в пользу ТОО «Специальная финансовая компания DSFK (ДСФК)», которое занимается их возвратом. В рамках проводимой ДСФК работы по возврату переданных активов правоохранительными органами Казахстана был возбужден ряд уголовных дел. В настоящее время по данным делам ведутся соответствующие следственные мероприятия, комментировать которые в Bank RBK не уполномочены. До завершения расследования банк воздержится от комментариев».
Ни на один из вопросов, которые бы прояснили картину всей этой запутанной истории, ответа, по указанным выше причинам, не смог дать и Мади Мамбетов, который в телефонном разговоре также сообщил, что имеет право лишь на формальный ответ.
Между тем, председатель совета директоров АО «Алма Телекоммуникейшнс Казахстан» Александр Пархоменко, написавший на прошлой неделе открытое письмо к председателю президиума НПП РК «Атамекен» Тимуру Кулибаеву, в комментариях «Къ» сообщил, что 100%-ным владельцем акций АО «Алма Телекоммуникейшн Казахстан» является ТОО «Ассет Инвест». «Компания, которая ранее называлась ТОО «Ордабасы Коммуникейшнс», и была переименована по условиям договора приобретения доли в этой компании Пак Т. А. у предыдущего владельца. В 2014 году ТОО «Ордабасы Коммуникейшнс» получило кредит в Bank RBK для оплаты доли в Алма-ТВ у г-на Идрисова Д. А. Хотя основные погашения по этому кредиту начинались в 2019 году, после известных проблем в Bank RBK банкиры безосновательно объявили дефолт по этому кредиту и передали в специальную компанию ДСФК вместе с другими», – отмечает Александр Пархоменко.
По его словам, в ТОО «Ассет Инвест» (ранее ТОО «Ордабасы Коммуникейшн». – «Къ») 50% доли принадлежит Татьяне Пак, а остальные 50% были переданы Алма-ТВ от другого акционера – Дениса Никитина (ранее он был в совете директоров АО «Венчурный фонд Сентрас», значился соучредителем ТОО «Ордабасы Коммуникейшнс». – «Къ»), на которого тоже оказывалось давление. «Такое решение было принято во избежание уменьшения стоимости актива – все владение осталось в контуре тех же двух компаний. Таким образом получается перекрестное владение. В итоге никаких других акционеров не появилось, и актив не разбазаривается: 50% «мамы» принадлежит «дочке» – это было единственно верным решением. Мы это делали уже понимая, что происходит давление. Татьяна Пак владеет 50%-ной долей материнской компании и является ее генеральным директором. Так получилось, что осенью прошлого года, когда в Bank RBK начались проблемы с ликвидностью, предыдущий акционер – тогда еще «Ордабасы Коммуникейшн» – срочно пытался выйти из этого бизнеса. Татьяна оказалась человеком, которой было интересно стать совладельцем компании для дальнейшего ее развития и привлечения инвестора, работа в этом направлении тогда активно велась. Ее супруг – мой бизнес-партнер, который в принципе заинтересовался предложением. Она и приобрела долю у Ербола Абдухманова, советника известного бизнесмена Динмухамета Идрисова. Надо сказать, что ни бухгалтерская документация, ни банковские договора ей переданы не были, и многие нюансы ситуации стали для нее неожиданностью», – рассказал г-н Пархоменко.
Он также подтвердил, что кредит не был просрочен, и согласно планам компании к концу 2019 года долг должен был быть погашен в штатном режиме. «Но когда «прилетает» дефолт акционеру по долгам, и ты понимаешь, что начинается преследование, то и говорят с тобой на другом языке. Мы писали в ДСФК с просьбой дать нам реструктуризацию долга, предлагали привлечь инвестиции и другие варианты. Таких писем было послано много. Но, в конце концов, я перестал их писать, поняв, что диалога нет», – резюмирует глава АО «Алма Телекоммуникейшнс Казахстан».
При этом он не исключает, что структуры нынешнего акционера RBK заинтересованы в том, чтобы максимально быстро решить проблемы с банком, поэтому и был создан ДСФК. «Дальше уже менеджеры ДСФК действуют, как умеют, вряд ли «наверху» знают о способах работы исполнителей. Мы отметили, что в первом постановлении по уголовному делу было написано, что деньги от банка поступили Идрисову, а во втором – Жомарту Ертаеву. Это наводит на определенные мысли – кого выгораживают? Мы подозреваем, что это действия бывших акционеров RBK. Идрисов же не заинтересован, чтобы это дело раскачалось», – считает Пархоменко.
Теперь, по его словам, осталось найти лишь независимого арбитра, который в состоянии найти выход из ситуации и перевести ее как минимум в гражданскую плоскость.
Советники с большими полномочиями?
Со всем этим же делом следственные органы связывают и бывшего советника председателя совета директоров банка Жомарта Ертаева, который, по их версии, мог пролоббировать выдачу кредита в $80 млн.
В настоящее время Национальное бюро по противодействию коррупции Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции расследует уголовное дело в отношении бывшего советника председателя правления АО «Bank RBK» Жомарта Ертаева, который подозревается в хищении денежных средств банка. 13 марта 2014 года он был объявлен в международный розыск с избранием меры пресечения в виде «содержания под стражей», а 8 мая 2018 года задержан сотрудниками правоохранительных органов РФ в Москве. Однако Пресненский райсуд отказал прокуратуре в предэкстрадиционном аресте Ертаева, заключив его под домашний арест. А Жомарт Ертаев, не теряя времени, попросил предоставить ему российское гражданство.
Кстати, из того, что сообщают Татьяна Пак и Александр Пархоменко, видно следующее: 10 декабря 2014 года между руководителем «Ордабасы Комьюникейшнс» Ерболом Абдухмановым (в СМИ его называют советником Д. Идрисова. – «Къ») и АО «Банк «Bank RBK» было заключено соглашение о кредитной линии на 16,121 млрд тнг. На эту сумму компания приобрела стопроцентный пакет Alma-TV у своего собственного акционера Динмухамета Идрисова, который является одним из держателей акций данного банка, по данным Депозитария финотчетности.
Таким образом полученный менеджером компании Идрисова Ерболом Абдухмановым кредит поступил на счет Динмухамета Аппазовича в счет переданных акций телекоммуникационной компании, переданных «Ордабасы Комьюникейшнс». В итоге акционерами Alma-TV какое-то время были Абдухманов и Никитин. Когда осенью прошлого года начались проблемы у RBK, и вдруг выяснилось, что акции, находящиеся в залоге у банка, могут быть переданы коллектору, оба владельца довольно быстро избавились от своих долей.