Битвы титанов: сможет ли Казахстан выиграть от российских контрсанкций?
В понедельник президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон «о контрсанкциях», который напрямую затрагивает интересы многих международных корпораций, работающих в авиастроительной и космической отраслях. В том числе речь идет и о такой корпорации, как Boeing, российские партнеры которой контролируют треть рынка авиационного титана. Естественно, движения на этом рынке касаются и Казахстана, являющегося одним из ключевых экспортеров сырья. При этом рост рынка легкого металла для космоса и авиации прогнозируется на уровне 4,3% за шесть лет.
Несмотря на резкий спад в 2015 году, титан ежегодно стабильно растет. Исследовательская и консалтинговая компания Global Market Insights Inc. провела анализ рынка титана (Ti) для аэрокосмической и оборонной промышленности. По мнению аналитиков, рост может составить с $1,45 млрд в 2017 году до $1,94 млрд в 2024 году.
Участники рынка
Высокие требования к первоначальному капиталу для производственного объекта и трудности с приобретением клиентов в свою очередь привели к ограниченному числу новых участников в отрасли. Но в целом, Китай, Россия и Япония обеспечивают более чем 80% глобальной доли производства титановой губки.
Казахстан в 2017 году экспортировал более 11 тыс. тонн титановой продукции на $121,4 млн.
Стратегический металл будет диктовать жесткую борьбу за рынки сбыта, полагают аналитики Global Market Insights Inc. Более того, самыми прозорливыми оказались индусы. В 2008 году было запланировано строительство завода по производству титана и его производных. А в 2015 году завод с начальной производственной мощностью 500 тонн запущен под управлением государственной компании Kerala Minerals & Metals Ltd. Вследствие этого Индия стала седьмой страной, у которой есть собственные титановые производственные мощности.
Первым делом – самолеты
Свойства сплавов титана, которые включают высокую прочность и высокую коррозионную стойкость, привели к значительному увеличению использования этих материалов для широкого применения. Эти сплавы задействованы в авиационной промышленности из них делают броню, шасси и элементы корпусов для спутников и ракет-носителей. Аналитики также полагают, что требования к сплавам и материалам будут способствовать спросу на титановое сырье на авиакосмическом и оборонном рынках.
Коммерческие авиастроители являются одними из основных потребителей продукции из титана. Ожидается, что потребности этого рынка возрастут с 12–50 метрических тонн до 80–110 метрических тонн на один борт, что будет способствовать увеличению отношения Ti к весу самолета.
Согласно журналу аэрокосмической техники и управления Институтом аэронавтики и космоса (Бразилия), титан является четвертым по численности металлом в земной коре. Однако использование металла не сопоставимо с другими используемыми металлами из-за сложности извлечения из активной зоны и обработки в коммерческих целях. По этой причине общий спрос на капитал для изготовления слитков в 30 раз превышает потребность в стали или в шесть раз превышает стоимость алюминия. Это относится к числу известных факторов, влияющих на выбор металлов для использования в аэрокосмических двигателях и компонентах, и, как ожидается, будет препятствовать применению титановой губки для авиакосмического и оборонного рынка.
Еще один фактор связан с требованиями технологий применения композитных материалов в авиастроительстве. Совместимость с полимерной матричной композицией (PMC) является одним из важнейших факторов, влияющих на разработку и проектирование самолетов в расчете на увеличение использования композитов для авиационных конструкций. В отличие от углерода, алюминия и низколегированных сталей, которые генерируют высокий гальванический потенциал, Ti гальванически совместим с углеродными волокнами
Кроме того, согласно анализу Global Market Insights, Китай и Япония способствовали более 60% мирового производства титанового сырья. Более того, из-за существующих геополитических проблем несколько стран Азиатско-Тихоокеанского региона увеличили свои оборонные расходы за последние годы. Так что регион, как ожидается, станет самым высоким потенциалом роста.
Также требование к облегчению корпусов и к конструкционной прочности в производстве военно-морских судов, вертолетов, ракет и брони обеспечит прибыльные возможности роста в ближайшие годы. Более того, сегмент производства военных самолетов покажет совокупный среднегодовой темп роста на более чем 5,5% до 2024.
Производство же коммерческих авиасудов продолжит доминировать, составляя приблизительно 60%. Ведущие коммерческие авиастроители Airbus и Boeing вносят значительный вклад в мировой коммерческий аэрокосмический сектор (более 80%) и относятся к числу известных потребителей губки титана. Так, для изготовления B737 и B777 (модель Boeing) требуется 20–50 тонн Ti, тогда как модель A320 (модель Airbus) требовала 12 тонн Ti. Модернизированные модели, такие как B787, A380 и A350 потребляют более 80 тонн Ti. Из этого факта аналитики делают вывод, что тенденция приведет к росту потребности титановой губки для авиакосмического и оборонного рынка.
Предполагается, что США будут доминировать на мировом рынке аэрокосмической и оборонной промышленности потребителей титановой губки в течение следующих семи лет. В соответствии с самыми высокими расходами на аэрокосмическую и оборонную деятельность во всем мире, а также наличием основных брендов аэрокосмического сектора, которые включают Boeing и Lockheed Martin, ожидается, что в ближайшие годы в регионе будет наблюдаться стабильный спрос. Кроме того, использование этих материалов для корпусов кораблей военно-морского флота, боеприпасов и ракетной брони будет представлять благоприятный ландшафт роста в течение прогнозируемого периода.
С другой стороны, аналитики полагают, что препятствием к более интенсивному росту может служить широкая доступность альтернативы сырью в виде лома, который реализуется по относительно низким ценам. Более того, попытки «размазать» рынок уже предпринимаются. Так, пару лет назад в СМИ появлялись сообщения о французском проекте Eco Titanium, который «призван ослабить зависимость от импорта авиационного титана», заключающемся в производстве по переработке титановой стружки. Одним из учредителей выступила компания UKAD – совместное предприятие французской Aubert & Duval (входит в состав французской же добывающей и металлургической корпорации Eramet) и казахстанского Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината.
Транснациональный кризис
Подписанный Владимиром Путиным закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» подразумевает, в частности, что по решению главы государства, правительство РФ может инициировать прекращение или приостановление международного сотрудничества российских юридических лиц с организациями США в отрасли авиастроения.
Между тем, когда законопроект об антисанкциях еще находился в госдуме РФ, крупнейший в мире производитель титана – российская корпорация «ВСМПО-Ависма» предупредила российских законодателей о последствиях предложенных ими санкций против США для страны, Урала и самой компании.
К слову, компания контролируется бывшим специалистом по работе с «мягкими валютами» в «Рособоронэкспорте» Михаилом Шелковым, отмечают российские издания. Он занимает 89-е место в рейтинге издания «200 богатейших бизнесменов России» за 2018 год с состоянием в $1,2 млрд.
На сайте компании есть интервью 2006 года с ее прежним совладельцем и генеральным директором Владимиром Тетюхиным, который рассказал: «К концу 80-х годов функционировал мощный титановый комплекс из четырех заводов. Три титано-магниевых комбината (Запорожский, Усть-Каменогорский и Березниковский) производили губку, обеспечивая работой интенсивно развивающиеся производственные мощности ВСМПО. Украинский завод, в 90-х полностью прекративший свою работу, сейчас медленно возрождается. Усть-Каменогорский по сей день находится в хорошем состоянии, правда, работает вполовину своих мощностей – ровно настолько, насколько того требует рынок».
Судя по тому, противостояние западных и российских политиков, может обернутся для казахстанской титановой (и не только) промышленности золотым периодом.