Конституционный совет: Права и свободы человека могут быть ограничены только законами

Опубликовано
Конституционный совет рекомендует правительству перенести в законодательство нормы, ограничивающие права и свободы граждан, содержащиеся сейчас в подзаконных актах

Конституционный совет рекомендует правительству перенести в законодательство нормы, ограничивающие права и свободы граждан, содержащиеся сейчас в подзаконных актах. Об этом заявил председатель Конституционного Совета Кайрат Мами, выступая на совместном заседании палат парламента с посланием «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан».

«Из пункта 1 статьи 39 Конституции следует, что права и свободы человека могут быть ограничены только законами (нормативные постановления Конституционного Совета от 4 апреля 2002 года № 2, от 27 февраля 2008 года № 2, послание Конституционного Совета от 27 июня 2005 года и другие). Однако на практике некоторые законы содержат лишь упоминание об указанных ограничениях, механизм же их применения, сопровождающийся серьезными мерами правоограничительного характера, регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами, что недопустимо», — заявил Мами, выступая перед депутатами.

В частности, пояснил он, согласно Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве, «привод как мера обеспечения производства по делу производится в порядке, установленном соответственно Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, министерствами внутренних дел и финансов (часть вторая статьи 790)».

«Во исполнение данного положения Кодекса указанными государственными органами приняты ведомственные нормативные правовые акты, которые устанавливают время осуществления привода, перечень лиц, не подлежащих данной мере, обстоятельства признания причин неявки лица уважительными и другие», — отметил он.

Также в законе «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотрено применение такой меры государственного принуждения как привод. «Он применяется к лицам, уклоняющимся от явки к судебному исполнителю, на основании постановления, санкционированного судом. Вместе с тем, в данном законодательном акте не определен порядок применения привода», — отметил Мами.

При этом «в уголовном судопроизводстве порядок применения привода как меры процессуального принуждения установлен Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (статья 157)».

«Конституционный Совет полагает, что указанные меры государственного принуждения имеют общую правовую природу и затрагивают существо ряда прав человека (на личную свободу, свободное передвижение и выбор местожительства и другие). Поэтому порядок их применения должен устанавливаться законом», — заявил он.

Также, подчеркнул он, Конституционный Совет еще в 2008 году в своем нормативном постановлении, «признавая возможность криминализации актов членовредительства в строго определенных Конституцией и законами случаях, разъяснил, что совершение таких действий может являться формой выражения мнения (протеста) и рассматриваться как способ защиты своих прав лицами, лишенными свободы».

«Поэтому в уголовном законодательстве целесообразно уточнить цели совершения актов членовредительства и раскрыть содержание понятия «учреждение, обеспечивающее изоляцию от общества», что позволит однозначно выделить признаки состава преступления и не допускать широкого толкования в правоприменительной практике», — добавил Мами.

Читайте также