Инвестиции

Как повлияет «Леруа Мерлен» на строительный рынок Казахстана?

Начиная с декабря прошлого года, когда только открылась площадка «Леруа Мерлен Студио», казахстанский рынок строительных материалов и товаров несколько оживился

Начиная с декабря прошлого года, когда только открылась площадка «Леруа Мерлен Студио», казахстанский рынок строительных материалов и товаров несколько оживился. Полгода достаточный срок, чтобы казахстанские компании присмотрелись к конкуренту, а новый игрок прощупал рынок. Мы решили побеседовать с крупными игроками рынка и «новичком», чтобы узнать, как они рассматривают перспективу работы на одной территории.

Выиграет конечный потребитель

«Открытие еще одного современного полноценного торгового центра формата DIY положительно отразится на повышении качества обслуживания, ассортимента и качества товаров, продолжится сокращение открытых необустроенных рынков, увеличится количество прозрачных продаж и, соответственно, повысятся налоговые отчисления от этого сегмента рынка. Если продукты питания, одежду, бытовую технику покупатели уже давно привыкли приобретать в торговых центрах, то на рынке строительно-отделочных материалов, товаров для дома мы как раз находимся в активной фазе развития. Мы всегда придерживаемся принципа здоровой конкуренции и появление еще одного сильного игрока для нас, в первую очередь, признак развития рынка», – отметил директор по развитию ГК «Меломан» Игорь Василюк.

В сети строительных магазинов «12 месяцев» придерживаются примерно той же позиции: здоровая конкуренция пойдет только на пользу.

«В выходе на казахстанский рынок компании «Леруа Мерлен» мы видим, в основном, положительные моменты. На рынке усилится честная конкуренция, от которой выиграют в конечном счете потребители. Даже уже сейчас у нас идет взаимный обмен опытом – что-то они «подсматривают» у нас, чему-то учимся мы. К тому же, новый магазин «оттянет» на себя часть потребителей из нижней части города – в итоге люди получат хороший сервис, не будет переизбытка в других строительных магазинах. Из тех, кто может пострадать – это торговцы на ближайшем строительном рынке, поскольку они не смогут обеспечить такой же уровень сервиса, как большой магазин. Что же касается крупных ритейлеров, то не думаю, что будут какие-то кардинальные изменения. Тем более, что ассортимент очень похож, во многом у нас позиции намного обширнее, поставщики примерно одни и те же», – отметил начальник отдела продаж сети магазинов «12 месяцев» Алексей Иванов.

Демпингеры не во благо

Генеральный директор компании Bulak Ербол Ахметжанов считает, что для местных компаний выход нового игрока на рынок не столь безоблачен.

«Эта компания – известные демпингеры. Что они сделали в России? Они заходят на рынок, опускают цены ниже рыночных, работают в минус какое-то время, чтобы завлечь клиентский поток. Со временем цены поднимают. Такой «провал» в ценах создает у потребителя некую иллюзию, что в «Леруа» все будет дешево. Но главная их задача – забрать хорошую долю клиентов от наших устоявшихся рынков, базаров, магазинов», – комментирует г-н Ахметжанов.

Также, по его словам, могут нарушиться и устоявшиеся логистические цепи.

«С нами, как с дистрибьютерами и логистами, они разговоры оставили на потом. Пока они тестируют, во сколько им обходится привозить какие-то позиции из России, Европы, Китая и Турции. Пока они смотрят, насколько мы можем этому предложению соответствовать, там тоже происходит «отжимание» позиций. Если мы дальше работаем и поставляем им товары, то для нас ситуация не слишком меняется, но мы прекрасно понимаем, что в дальнейшем нас будут сильно «зажимать» по доходу», – считает Ербол Ахметжанов.

Раз приходят игроки, место на рынке есть

По мнению коммерческого директора супермаркета строительных материалов BAUMARKT Романа Сорокина, появление французской компании говорит о том, что на рынке недостаточно предложений и, значит, есть куда расти. Но говорить о «Леруа Мерлен» как о бюджетном маркете, считает он, не совсем корректно.

«Это мировой игрок с очень агрессивной маркетинговой стратегией. Компания с обширной сетью магазинов в десятке стран может позволить себе работать первое время на нашем, новом для них рынке, в минус, демпингуя и выживая местных игроков. Когда происходит банкротство ряда локальных компаний, тогда «Леруа Мерлен» начинает выравнивать и поднимать цены. Говорить о том, что это бюджетный маркет, не совсем правильно. Зачастую бюджетными являются лишь некоторые товары, на которые и направлен маркетинг, все остальные продукты имеют определенную маржу. Что касается качества товаров, то их уровень – бюджетный и средний сегмент. За ценой и всей красивой маркетинговой компанией лежит не совсем качественный продукт. Про их собственные заводы-изготовители тоже не совсем правильно говорить, потому что продукцию мы берем на одних заводах, только мы ее поставляем под заводской маркой, а они доплачивают за выпуск товара под собственным брендом», – считает Роман Сорокин.

Как видит рынок «Леруа Мерлен»?

На вопросы «Къ» ответил директор магазина «Леруа Мерлен Алматы» Карен Нерсесян.

– Как выход на рынок такого крупного игрока может повлиять на ценообразование?

– Обычная практика всех городов, куда мы входим – цены на строительные и отделочные материалы падают примерно на 15%. Мы видим, что это уже начало происходить и в Алматы. У наших конкурентов цены поползли вниз, на строительных базарах сложнее отследить, потому что там нет фиксированных цен, но наши клиенты говорят, что товары и на рынках постепенно становятся дешевле. В этом тоже наша социальная роль.

– Как ваш приход отразится на казахстанском мелком и среднем бизнесе? Есть ли прогнозы, как много представителей уйдет с рынка (по аналогии с другими странами)?

– Какой-то определенной статистики нет. Клиент сам выбирает, где он будет совершать покупки. Мы за честную, открытую и прозрачную конкуренцию. Тут у нас есть определенного рода сложности – базары. Ведь по сути базар – это огромное количество мелких ИП, которые зачастую не платят налоги, при этом и цена на товар не прозрачная. Мы приветствуем открытие магазина OBI, но где покупать – решает только клиент. Мы конкурируем с крупными торговыми сетями. Есть опыт, когда локальные местные сети трансформировали свой бизнес либо меняли вектор развития, стратегию и товарное предложение, чтобы они не пересекались с нашими.

– Какую долю казахстанского рынка вы планируете занять? Какие результаты уже есть за полгода работы?

На всех рынках, где представлена компания «Леруа Мерлен», она занимает около 30%. На такую же долю мы претендуем здесь. В Казахстане огромная доля рынка – теневая. И мы можем базироваться только на каких-то официальных данных, но они далеки от реальных.

– Удалось ли выстроить отношения с местными производителями?

– На сегодня у нас есть 42 казахстанских поставщика. Это примерно 10% от ассортимента магазина. Они работают в разных нишах – товар равномерно распределяется по всему магазину. Работу планируем продолжать и дальше – наша задача, чтобы через несколько лет доля казахстанских поставщиков достигла минимум 30%.

– Кого видите основными конкурентами?

– Наши основные конкуренты – DIY (Do It Yourself — «Сделай это сам») магазины «12 месяцев», «Комфорт». Безусловно, будем отслеживать что происходит и на базарах. У клиентов еще остался стереотип – на базаре дешево, в магазине дорого. Мы сделаем все, чтобы этот стереотип развенчать.

Фото: aureliefrance / shutterstock.com