Николай Ефимчук, партнер Dasco Consulting Group: «Электронное таможенное декларирование. Сегодня и завтра»

Опубликовано
Существенные изменения таможенного регулирования и администрирования, которые пришлись на 2018 год, затронули всех, без исключения, участников внешнеэкономической деятельности

Существенные изменения таможенного регулирования и администрирования, которые пришлись на 2018 год, затронули всех, без исключения, участников внешнеэкономической деятельности.

Во-первых, вступили в силу новый Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза и Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании», привнёсшие в взаимоотношения бизнеса с государством немало концептуальных изменений, коснувшихся процессов декларирования товаров, осуществления таможенных проверок деятельности компаний, предоставления упрощений по таможенным операциям и т.д.

Но, наверное, одно из основных и наиболее важных среди всех, является внедрение электронного декларирования, которое реализовано посредством запуска информационной системы «Астана-1» (ИС «Астана-1»), базирующейся на международной системе ASYCUDA.

ИС «Астана-1» полноценно введена в действие с 1 апреля 2018 года и предусматривает возможность декларирования товаров удаленно, посредством доступа через кабинет участника внешнеэкономической деятельности на портале Комитета государственных доходов Министерства финансов РК.

— Что изменилось с момента внедрения системы? Какие последствия это имеет для бизнеса?

— Изменения действительно существенны. Прежде всего, они связаны с вопросом переноса ответственности декларанта с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров.

— Что это значит на практике?

— На практике это означает, что в момент таможенного декларирования декларант или его таможенный представитель заполняет декларацию на товары в системе таможенных органов «Астана-1» или подгружает ее из других систем без предоставления товаросопроводительных документов. Система обрабатывает декларацию и, если не требуется дополнительных мер контроля, таможенная декларация выпускается в автоматическом режиме самой информационной системой. Об этом декларант узнает в своем кабинете, куда приходит уведомление о выпуске таможенной декларации. После этого декларант может использовать товары по своему назначению. Это ускоряет процесс таможенной очистки и исключает личный контакт декларанта или его представителя с таможенным органом.

Однако это не означает, что таможня прекратила контроль. В последующие пять лет после выпуска товаров таможенный орган может проверить декларацию на товары посредством проведения таможенного контроля (аудита) в форме камеральной или выездной таможенной проверки. На этой стадии таможенный орган может запрашивать соответствующие документы, имеющие отношения к поставке товаров, которые должны храниться у декларанта в течение сроков исковой давности.

На практике же мы имеем массу примеров, когда даже по проверенной таможенной декларации, таможенный орган в последующие годы производил доначисления таможенных платежей и налогов, выявляя нарушения, допущенные декларантом на этапе таможенной очистки. Теперь «зона риска» становится шире, поскольку таможенная декларация, в большинстве случаев, не проверяется сотрудниками таможенной службы. В свою очередь, информационная система таможенных органов, анализируя заполненные данные таможенной декларации, проводит форматно-логический контроль, не позволяющий проверить «в глубину» содержание информации. То есть по форме она может быть верной, но по содержанию может быть отличной от требуемой законодательством. Если сведения будут указаны неверно, то это повлечет административную или уголовную ответственность по факту недостоверного декларирования, а также доначисления таможенных платежей с соответствующей пеней.

— Получается, что обработка таможенной декларации в информационной системе таможенных органов не дает уверенности в правильности ее заполнения?

— «Астана-1» осуществляет форматно-логический контроль заполняемых данных и контроль по отдельным параметрам, посредством использования системы управления рисками, или так называемый СУР. СУР может дать рекомендации сотруднику таможенного органа запросить документы в отношении товаров, провести таможенный досмотр, назначить экспертизу и т.д. То есть, например, если заявленная таможенная стоимость в отношении декларируемого товара будет существенно ниже, чем та, которая имеется в базе данных таможенных органов в отношении идентичного или однородного товара, ввезенного ранее, то таможенный орган может проверить таможенную стоимость. Для этого, таможенный орган может запросить документы, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость (инвойсы, документы об оплате, контракт и т.д.).

Однако СУР может и не дать рекомендаций по проверке, если в системе отсутствует соответствующий профиль риска. То же самое касается и классификации товаров, когда декларантом может быть неверно проставлен код товара, что может привести к неверному начислению таможенной пошлины.

— Если риски нарушений все же остаются, то как декларанту можно обеспечить безопасность в отношении своих поставок?

— Наверное, нет идеальных «рецептов», обеспечивающих полную безопасность цепи поставок товаров, но некоторые рекомендации можно дать.

Во-первых, это правильное выстраивание таможенной логистики в компании, выбор и выстраивание взаимоотношений с таможенным представителем (брокером), установление постоянного контроля за подготовкой документов, периодический внутренний контроль таможенных операций и документов, так называемый внутренний аудит.

С учетом текущих реалий многие компании уже сегодня вносят коррективы в своей деятельности по всем таможенным операциям, от создания собственных подразделений по таможенному декларированию до проведения полноценного внутреннего таможенного аудита ранее выпущенных таможенных деклараций и соблюдения требований длящихся таможенных режимов (процедур).

— Изменение законодательства и внедрение новых информационных систем сопряжено с множеством вопросов на первых порах. Как государство решает проблемы и какие гарантии предоставляет бизнесу в «транзитный период»?

— Следует подчеркнуть, что «транзитный период» может нести определенные угрозы.

Внедрение новых инструментов регулирования в государстве, в ряде случаев, может иметь «побочные эффекты». В качестве примера можно привести внедрение органами государственных доходов в 2016 году обязательных требований по выписке электронных счетов-фактур (далее — ЭСФ) для отдельных товаров. «Экстренное» внедрение новых требований по выписке ЭСФ, которое было обусловлено необходимостью срочного выстраивания системы прослеживаемости отдельных категорий товаров в рамках ЕАЭС, могло поставить в достаточно сложное финансовое положение ряд крупных компаний. Компании не были готовы к оперативному изменению собственных систем учета и их быстрой адаптации к новым условиям. В результате, ряд компаний могли быть оштрафованы за не выписку ЭСФ. При этом, размеры штрафов могли достигать до 80% от суммы НДС по невыписанным ЭСФ.

Только с 1 января 2018 года, благодаря совместной работе бизнеса и государственных органов в лице Министерства финансов и Комитета государственных доходов, удалось минимизировать риск финансовых потерь для Компаний за периоды 2016-2017 годов, путем принятия поправок в Кодекс об административных правонарушениях по снижению штрафных санкций за не выписку ЭСФ.

В ситуации с системой электронного декларирования мы наткнулись на те же «грабли», не установив на законодательном уровне «подушки безопасности» на период внедрения и адаптации системы. Это может сыграть «злую шутку» с бизнесом в виде предъявленных впоследствии штрафов, дополнительных таможенных платежей и пени.

— Какова текущая ситуация с практическим внедрением информационной системы «Астана-1»?

— Информационная система электронного декларирования «Астана-1» внедрялась поэтапно. В октябре 2017 года система введена для таможенной процедуры таможенного транзита. С 1 января текущего года — для экспорта. С 1 апреля – для всех остальных таможенных процедур, включая импорт.

С момента начала пилотной эксплуатации осуществляется техническая доработка системы, направленная на устранение определенных недочетов как с технической точки зрения, так и с методологической. В КГД создана постоянно действующая рабочая группа, которая отрабатывает с бизнесом в онлайн-режиме все возникающие проблемные ситуации. Сегодня проблем с использованием информационной системы «Астана-1» становится меньше, но они все еще есть.

По сути, данная информационная система должна стать основой для полноценного информационного взаимодействия декларанта и таможни в режиме удаленного доступа.

Фото: Pharm.reviews

Читайте также