Ресурсы

Жакип Асанов: «В шаблоне судебных решений убрали слово «совесть» — а надо было оставить»

К такому выводу его подтолкнули некоторые решения, принимаемые казахстанскими судьями, с отдельными из которых глава ВС ознакомил участников совещания

Председатель Верховного суда Казахстана Жакип Асанов посетовал, что его коллеги большинством голосов убрали из шаблона проекта судебного решения такой термин, как «совесть», который он предлагал упомянуть в нем обязательно.

«В шаблоне судебного акта я в самом начале проекта написал, что судья должен принимать решения, руководствуясь законом и совестью, потом большинством голосов совесть убрали. Хотя надо бы было оставить», — сказал Асанов на расширенном заседании судей республики по итогам полугодия.

К такому выводу его подтолкнули некоторые решения, принимаемые казахстанскими судьями, с отдельными из которых глава ВС ознакомил участников совещания.

«В Есильский районный суд Астаны обратилось 13 человек, госкомпания уволила их из-за реорганизации, в реальности штат увеличен в 2,5 раза, куча процедурных нарушений, все 13 человек не давали отказ от предложенных должностей, без него нельзя было увольнять. Почему отказали им судья Ермагамбетова, судьи апелляции Курманова, Касенов, Кокжалов – для меня загадка, уволенные пришли сюда, Верховный суд отменил решение», — сказал председатель ВС.

В Мангистауской области два года из назначенных десяти успел отсидеть осужденный за хранение и сбыт героина, в отношении которого были допущены настолько вопиющие процессуальные нарушения, что Верховный суд, куда обратился его защитник с материалами дела, отменил решение нижестоящего суда, по словам Асанова, «без колебаний». В частности, из протоколов досмотра уголовного дела следует, что при первичном обыске у осужденного наркотиков в сумке не обнаружено, они появились в ней при повторном обыске в здании органов внутренних дел, при этом сама сумка была повреждена в промежутке между первым и вторым досмотром.

«Почему этот факт упущен из внимания судом – непонятно», — заметил глава ВС.

Еще большее недоумение у него вызвало решение судьи Жамбыльского районного суда Устельбаева.

«Знаете, что он сделал? Он пожизненно запретил пастуху пасти чужой скот!», — развел руками Асанов.

«Вот в Алматы был случай, каких очень много: женщина прожила с мужем в одном доме 23 года, он дом купил до брака, но за эти 23 года они полностью переделали дом, провели отопление, канализацию, благоустроили кухню, это совершенно другой дом. Муж умер, наследники начали требовать дом, женщине – под 70 лет, она на пенсии, сахарный диабет, и она вынуждена была пойти в суд. Районный суд ее поддержал, а вот апелляция – Сеитова, Карибжанов, Омаров – отказали, по сути, они выгнали ее из дома», — продолжил перечислять спорные судейские решения глава высшего судебного органа страны.

Асанов подчеркнул, что перечисленные судьи могут назвать десятки причин своего решения, сославшись на «какие-то мелкие детали нашего закона».

«Понятно, что, если кто-то хочет отстоять какую-то позицию, он обязательно аргумент найдет, но здесь же надо включать здравый смысл. Поэтому закон нам дает право выносить решения, руководствуясь не только буквой закона, но и совестью, внутренним убеждением», — заключил председатель ВС.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН