По данным банка Barclays, внесенный на прошлой неделе группой американских сенаторов «Акт о защите США от агрессии Кремля от 2018 года» содержит не упоминавшиеся ранее меры в отношении крупнейших российских банков, передает Investing со ссылкой на Bloomberg.
США могут «запретить все транзакции со всем имуществом или долями в имуществе одного или более российских финансовых институтов». Там также перечисляются крупнейшие российские госбанки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк и Внешэкономбанк (формально не является банком, но также выполняет банковские функции), а также ныне не существующий Банк Москвы, вошедший в группу ВТБ в 2016 году.
Текст самого законопроекта на сайте конгресса пока недоступен – это значит, что пока он не был представлен хотя бы одной из палат. В пресс-релизе о его внесении эти меры не упомянуты, хотя и того, что там есть, уже, казалось бы, достаточно: помимо запрета на покупку новых гособлигаций, предложено ужесточение не только секторальных санкций и санкций против предпринимателей, политиков и членов их семей, но и против «других лиц, прямо или косвенно способствующих незаконным действиям в интересах Владимира Путина», а также ряд других мер.
«Документ ясно показывает решимость пойти дальше, чем ранее, с целью нанести ущерб России, – говорится в отчете Barclays. – Последствия самой радикальной версии, в которой под санкции попадут все государственные банки, могут оказаться более болезненными, чем меры в отношении суверенного долга». Между тем, только с момента публикации релиза доходность 10-летних ОФЗ выросла на 13 базисных пунктов.
Ранее Минфин США выступал против введения санкций в отношении российского госдолга, поскольку от этого могут пострадать американские инвесторы. На этот раз его реакции пока не последовало.
В России это известие вызвало прохладную реакцию – ожидание новых санкций уже перестает быть новостью. «Цитаты из законопроекта показывают, что он позволяет вводить санкции в отношении госбанков, но пока никакой конкретики нет: и так понятно, что есть риск в отношении госбанков, но еще предстоит узнать, пойдет ли в итоге речь идет о блокировании активов банков или только о запрете владения их бумагами для американских инвесторов, как это было в отношении других попавших под санкции компаний», – говорит старший директор Fitch Ratings Александр Данилов.
Тем не менее, даже простое ограничение операций может иметь радикальные последствия. «Пока решения не приняты, и речь идет о сравнении одного законопроекта с другим. На прошлой неделе было предложено запретить покупать новый государственный долг России – при профиците бюджета это довольно мягкая мера. Но если речь зайдет об ограничениях на корреспондентские счета, это, конечно, будет болезненно: России занимать не надо, а банкам проводить транзакции необходимо», – считает главный экономист «ПФ-капитал» Евгений Надоршин.
Фото: shutterstock.com