Зампред АДГСПК Олжас Бектенов в ходе заседания коллегии Министерства финансов сказал, что за истекший период текущего года в сфере госзакупок зарегистрировано 250 коррупционных преступлений, что в 2 раза больше, чем в прошлом году (122). Об этом сообщает пресс-служба агентства на сайте в Facebook.
«На сегодняшний день в Министерстве финансов сосредоточены полномочия по реализации государственной политики и контроля в сфере государственных закупок. При этом преступность в сфере госзакупок ежегодно имеет тенденцию к росту, и эта сфера традиционно является одной из самых коррумпированных» — отметил Бектенов, выступая на коллегии ведомства.
Наблюдается рост количества осужденных лиц на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Большинство коррупционных правонарушений в этой сфере связано с распределением тендеров, незаконным заключением договоров, подписанием фиктивных актов выполненных работ.
Заключение дополнительных соглашений к договорам госзакупок, большой удельный вес закупок из одного источника и завышение цен на работы, товары и услуги – обозначены часто встречающимися проблемами, создающими коррупционные риски в системе государственных закупок.
За последние 4 года Агентством по результатам проведенного мониторинга госзакупок выявлены факты завышения на общую сумму 8 млрд тенге. В результате принятых мер, закупочные цены снижены.
По словам заместителя председателя Агентства, на протяжении последних лет Министерство финансов входит в число наиболее коррумпированных государственных органов.
Если в 2016 году было зарегистрировано 69 уголовных правонарушений, то в 2017 году наблюдается рост почти в два раза (126). С начала текущего года – зарегистрировано 56 фактов.
По данным Агентства наибольшее количество фактов коррупции за последние два года совершено сотрудниками налоговой службы (110), таможенной (103) и службы экономических расследований (36). Выявлены систематические факты покровительства сотрудников таможенных служб субъектам теневой экономики.
Только за последние месяцы Национальным бюро пресечены организованные схемы систематического получения взяток от предпринимателей в Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Костанайской и других областях.
Каждое второе лицо из числа привлеченных за коррупцию сотрудников КГД — это работник налоговой службы (в 2016 г. – 49 лиц, в 2017 г. – 37, 7 мес. 2018 г. – 17).
В этой сфере коррупционные схемы в основном связаны с покровительством «теневому» бизнесу. Такие факты выявляются практически каждый день во всех регионах страны.
Отмечен также высокий уровень коррупционных рисков при проведении налоговых проверок. Коррупция не обошла стороной и органы Службы экономических расследований, которые призваны обеспечивать экономическую безопасность страны.
Здесь с начала года к уголовной ответственности привлечены офицеры СЭР в городах Астане, Алматы, Актюбинской, Мангистауской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях и других регионах.
С учетом повышенной коррупциогенности данной сферы Бектенов отметил, что Агентством в ближайшее время будет внесено на имя министра финансов представление о рассмотрении персональной ответственности председателя Комитета государственных доходов.
Наряду с этим, озвучены ряд недостатков, выявленных в сфере оказания государственных услуг.
Согласно данным, в первом полугодии в Минфине при оказании 54-х видов госуслуг выявлено более 700 фактов нарушений стандартов и регламентов государственных услуг.
Одной из причин низкого качества оказания госуслуг является несовершенство информационных систем.
Нередко гражданам необоснованно выносятся уведомления о налоговой задолженности, хотя эти обязательства ими уже давно исполнены. В результате люди вынуждены обращаться непосредственно в органы госдоходов с предоставлением квитанций об оплате.
В случаях, когда подтвердить их уплату не представляется возможным (утеря квитанций и других документов), налогоплательщик вынужден повторно платить налоги либо решать вопрос другими незаконными путями.
В завершении выступления Бектенов дал ряд конкретных рекомендаций, направленных на обеспечение максимальной прозрачности деятельности госоргана, усиления внутреннего контроля за качеством оказания госуслуг и устранения коррупционных рисков путем вовлечения представителей общественности.
Фото: shutterstock.com