Ресурсы

Аральское море: единство при разногласиях

Государства-учредители Международного фонда по спасению Арала до сих пор не могут достигнуть полного согласия по морю, однако заметное изменение климата в регионе может поспособствовать переговорам

Прошедший в городе Туркменбаши саммит глав государств-учредителей Международного фонда по спасению Арала назван историческим. Однако, судя по публикациям в СМИ и заявлениям руководителей этих стран, полного согласия так и не было достигнуто. Все остались при своих мнениях.

До встречи на туркменском курорте «Аваза» главы государств-учредителей Международного фонда спасения Арала не собирались вместе много лет. Предыдущий саммит состоялся в конце апреля 2009 года в Алматы. И хотя проблем вокруг бывшего Аральского моря меньше не становилось, как-то было не похоже, чтобы страны-учредители готовы были их совместно решать. Более того, все эти годы каждый тянул «одеяло» в свою сторону.

Каждый сам за себя

Так Туркмения, несмотря на возражения Узбекистана, продолжала проект по созданию в Каракумах озера Алтын-Асыр, вложив миллиарды долларов в фактический забор воды из Амударьинского речного бассейна. Узбекистан, вопреки прежним договоренностям, заблокировал строительство второй очереди проекта «Регулирование русла Сырдарьи и северной части Аральского моря», который позволил бы не только развивать рыболовство, но и вернуть городу Аральску выход к большой воде. Казахстан в свою очередь завершил строительство Коксарайского контррегулятора на Сырдарье. Обезопасив тем самым от постоянных подтоплений Кызылорду и Туркестан, но вместе с тем существенно сократив сброс воды из Шардаринского водохранилища в Арнасайскую впадину, ресурсы которой активно использовал Узбекистан. Не особо прислушивался к мнению соседей и Таджикистан, продолжая возведение на притоке Амударьи реке Вахш Рогунской ГЭС, работа которой может запросто повлиять на ситуацию в Приаралье в целом. Но больше всех «порадовал» Кыргызстан, в 2016 году заявивший о своем отказе участвовать в деятельности Международного фонда спасения Арала (МФСА), поскольку эта организация «не учитывает гидроэнергетические аспекты водопользования и потребности отдельных государств Центральной Азии».

Несмотря на разногласия

В этой связи, учитывая все существующие между странами региона разногласия, проведение саммита МФСА в городе Туркменбаши с участием первых лиц Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана действительно можно назвать историческим. Тем более что, судя по опубликованному, пусть и пространному, тексту коммюнике Совета глав государств-учредителей МФСА, стороны не только подтвердили свою «приверженность принятым решениям по совместному и комплексному управлению и рациональному использованию водных ресурсов и охране окружающей среды в бассейне Аральского моря». Они еще и готовы учитывать интересы «всех стран региона на принципах добрососедства и взаимного уважения». Достаточно позитивным представляется решение стран консолидировать усилия для «комплексного решения проблем, связанных с оздоровлением социально-экономической и экологической обстановки в бассейне Аральского моря, особенно в зонах, подверженных экологическому кризису». Многообещающе выглядит и предстоящее согласование между собой мер, направленных на обеспечение населения питьевой водой, увеличение площадей лесопосадок и уменьшение загрязнения вод, атмосферного воздуха и деградации земель. Соответственно для решения всех перечисленных проблем направлен и призыв к сотрудничеству институтам ООН, международным и региональным организациям.

На бога надейся…

Вот только далеко не факт, что те же международные организации и институты ООН начнут активно финансировать деятельность Международного фонда спасения Арала, который, по информации радио «Азаттык», за 25 лет своего существования уже потратил $15 млрд. По словам источника «Къ» из правительственных кругов в Астане, в настоящий момент как Казахстан, так и Узбекистан вряд ли получат от международных организаций деньги на спасение Аральского моря. «Раньше и Казахстану, и Узбекистану действительно давали гранты на подготовку проектно-сметной документации, на изучение флоры и фауны, на помощь населению, на другие мероприятия, связанные с Приаральем. Но сегодня ситуация несколько изменилась. На международном уровне наши страны уже не относят к развивающимся государствам. Они считаются достаточно развитыми. Если кто и может сегодня рассчитывать на помощь из-за рубежа, то только Кыргызстан, Таджикистан и где-то Туркмения. Но они к тому, что раньше называлось Аральским морем, имеют лишь косвенное отношение», – заметил собеседник «Къ», подчеркнув, что спасать остатки Арала Казахстану и Узбекистану придется собственными силами, постоянно контактируя между собой.

Все по-новому?

Здесь стоит отметить, что некоторые положительные сдвиги в этом направлении уже наметились. К примеру, на прошедшем в городе Туркменбаши саммите глав государств-участниц МФСА президент Казахстана Нурсултан Назарбаев фактически поддержал проект узбекской стороны по высадке в акватории бывшего моря защитных насаждений в виде саксаула и других солеустойчивых растений общей площадью почти в 350 тыс. гектаров. «Были очень полезные предложения, основанные на современных научных подходах. Например, укрепить соль на дне стойкими к ней зелеными насаждениями, которые будут способствовать улучшению экологической ситуации и одновременно служить источником получения кормов для сельскохозяйственных животных», – отметил в частности Нурсултан Назарбаев на прошедшей после завершения саммита МФСА пресс-конференции. О готовности создать все необходимые условия для выработки взаимоприемлемых механизмов взаимодействия в использовании водных ресурсов бассейна Аральского моря сообщил и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

И все же говорить о кардинальных сдвигах в решении вопроса по спасению Аральского региона пока не приходится. По словам руководителя института «Казгипроводхоз» Анатолия Рябцева, с тем же Узбекистаном до сих пор нет договоренностей по старту второй очереди проекта «Регулирование русла Сырдарьи и северной части Аральского моря». «Наш второй этап уже 10 лет топчется на месте. Узбекистан заблокировал этот проект, и мы ничего не можем сделать. По сути дела, нам надо заново все делать, начиная от создания технико-экономического обоснования. А ведь этот этап очень серьезный! Это и восстановление рыбных запасов, и создание инфраструктуры – там два больших моста должны появиться, но, увы, все это было остановлено. Теперь остается надеяться на новое руководство Узбекистана», – отметил в беседе с «Къ» Анатолий Рябцев, заметив, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев по образованию мелиоратор, а потому хорошо знает суть проблемы.

А вот от Туркменистана и Кыргызстана особых движений пока не видно. Согласно сообщениям от официального Ашхабада, там пока не собираются отказываться от проекта по созданию озера «Алтын Асыр». В день, когда начался саммит стран-участниц МФСА, правительственный сайт Туркменистана сообщил, что «с вводом в строй первой очереди туркменского озера «Алтын Асыр» коллекторы, отводящие от оазисов дренажные и отработанные воды, соединены в единую гидросистему. Сегодня, всего через несколько лет, в результате естественных биологических процессов вода очистилась до приемлемых норм, там появилась растительность и большое количество рыбы и птицы». Там же приводятся и слова президента Гурбангулы Бердымухамедова, уверяющего, что сооружение этого рукотворного водоема «даёт возможность успешно решать насущные экологические, экономические и социальные вопросы».

Что касается позиции Кыргызстана, то и она как-то не меняется. Достаточно сказать, что новый президент этой страны Сооронбай Жээнбеков присутствовал на саммите МФСА в качестве наблюдателя. При этом никакой информации о том, что Кыргызстан возвратит себе членство в Международном фонде спасения Арала, пока не появлялось.   

Коррективы от погоды

Впрочем, нахождению общего языка между странами-участницами МФСА может поспособствовать начавшееся заметное изменение климата в регионе, которое уже угрожает таянием ледников с последующим значительным понижением уровня воды в реках Центральной Азии, что приведет к очень серьезным внутриполитическим проблемам. В этой связи нельзя не упомянуть об одной из точек зрения, согласно которой еще в начале года саммит глав государств-участников МФСА даже и не планировался. Пока в дело «не вмешалась» погода. Первая, пришедшая с Арала пыльно-солевая буря в конце мая 2018 года, накрыла не только весь северо-запад Узбекистана, но и северо-восток Туркменистана, уничтожив все посевы культурных растений и накрыв белым налетом все дома, машины и деревья. Вторая буря из соли, прошедшая в июле на севере Туркменистана, нанесла непоправимый ущерб хлопковым и пшеничным полям, а также фруктовым садам Дашагузкого велаята. Третья – в начале августа – накрыла белой мглой даже Ташкент, чего ранее никогда не наблюдалось.