Ресурсы

На дефицит педагогов жалуются столичные колледжи

Не хватает не только педагогов общеобразовательных дисциплин, но и мастеров производственного обучения

В колледжах Астаны не хватает педагогов общеобразовательных дисциплин. Складывается такая ситуация из-за того, что в школах идет доплата за обучение по программе Назарбаев интеллектуальных школ, повышение квалификации, а в колледжах таких доплат нет, сказал директор политехнического колледжа Астаны Касымхан Сенгазыев на выездном заседании комиссии Мажилиса по подготовке и проведению парламентских слушаний на тему: «Проблемы и перспективы развития сферы занятости».

Вторая проблема – уход преподавателей-мастеров производственного обучения на производство из-за низкой заработной платы.

«На сегодняшний день мастер производственного обучения с 10-летним стажем получает 60 тыс. тенге, это без вычета всех налогов, тогда вообще будет мало. А на производстве зарплата составляет 150-200 тыс. тенге, и это простой мастер. А если он будет прорабом, то он будет получать 250-300 тыс. тенге. На 100-150 тыс. получает больше, чем мастер производственного обучения. Поэтому привлечь из производства компетентных специалистов (в колледжи для обучения студентов – «Къ»), чтобы они преподавали очень тяжело», — посетовал он.

Аналогичная проблема с дуальным обучением. Ее реализация всецело зависит не от образовательных учреждения, а от производства.

«Если производство не повернется к нам, не подойдет, не скажет, что нам нужны вот эти компетенции (реализовать будет сложно – «Къ»). Пока они так не делают. Это не только в Астане, но и во всех регионах», — сказал он.

Также, по его словам, отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий участие работодателей и госорганов в вопросах трудоустройства. Как итог – отсутствие баланса на рынка труда. Выпускники жалуются, что работодатель требует стажа работы, при этом устанавливают низкие заработные платы по ряду специальностей в сельском хозяйстве, медицине, сфере услуг и образовании.

«Госзаказы распределяют закрытыми глазами. Через четыре года выпускник выпускается, а оказывается, что эта специальность уже не нужна. Поэтому, здесь тоже должен быть какой-то механизм. На сегодняшний день за трудоустройство отвечают только учебные заведения, но откуда учебным заведениям знать, кто через пять лет нужен будет этому городу, заводу и так далее. Центры занятости, например, не удовлетворяют нас, потому что именно они должны заниматься, так как есть разные программы. Можно их проанализировать и выпустить определенную карту занятости на пять лет», — пояснил он свою позицию.

В целом, он прогнозирует возможный недобор студентов уже начиная со следующего года в связи с введением подушевого финансирования в школах страны.

«В этом году на 7% выросло количество поступающих, но хочу акцентировать внимание, что на следующие года будет снижение поступающих в колледжи. Потому что в школах с 1 сентября внедряют подушевое финансирование, то есть если раньше директоры отправляли детей после 9 класса, то сейчас этого не будет. Они будут всех оставлять, потому что подушевое финансирование. Второе — с рейтингов ЕНТ убрали директоров школ, и они ни за что ответственность не несут. Третье — увеличение грантов. Только в ЕНУ в этом году пришло порядка 7 тыс. первокурсников, и плюс гранты от местных акиматов. И потом, если раньше можно было пойти в ВУЗ без экзаменов, то сейчас и в колледжах нужно сдавать экзамены. Все это привело к тому, что девятиклассники этого года нацелены получить сразу высшее образование. Эту проблему нужно поднимать и решать, потому что через 2-3 года мы останемся без студентов и потеряем рабочие кадры», — резюмировал Касымхан Сенгазыев.

Между тем, депутат Мажилиса Джамиля Нурманбетова сообщила, что 50% колледжей в Казахстане дают дуальное образование. Но если посмотреть в процентном соотношении, то охват студентов дульным обучением составляет всего 4-4,5 %.

«Работодатели должны откликнуться и совместно проводить дуальное обучение. Почему? Потому что на 50% образовательный процесс нужно проходить на производственной площадке. Дуальное обучение предполагает реальный производственный процесс, когда студент, обучаясь в колледже, имеет возможность проходить практику, интегрироваться в этот производственный процесс, в реальном режиме получать те навыки, которые ему будут необходимы после завершения учебы в колледже. Он будет более уверен в себе, более подготовлен, будет испытывать меньше стрессов. Кроме этого, хорошо проявив себя на производстве, он может остаться там работать. Что делать? Должна быть большая заинтересованность работодателей, если они хотят, чтоб у них были квалифицированные кадры», — уверена она.

Указала она также на дисбаланс в процессе распределения грантов: 2/3 выпускников колледжей имеют гуманитарые специальности. Студенты проходят курсы переподготовки швей, поваров, но по факту нужны другие специальности.

«Должен быть баланс между спросом и предложением. К сожалению, у нас сегодня этого нет. У нас большой процент нетрудоустроенных, хотя они обучились», — сказала она.