Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов не видит необходимости восстанавливать право казахстанцев на ношение травматического оружия.
Мотивирует он свое мнение тем, что травматическое оружие по своим характеристикам схоже с огнестрельным нарезным оружием и потому при использовании с близкого расстояния приводит к тяжким последствиям, вплоть до летального исхода. В качестве подтверждения, озвучил статистику: травматическое оружие в Казахстане было разрешено в 2008 году, и за период до 2014 года в стране было совершено 1600 преступлений с использованием травматического оружия. 26 человек были убиты, 92 случая причинения тяжких телесных повреждений. При этом только в 29 случаях травматического оружие было использовано в целях самообороны.
«Травмат постоянно использовали на разборках молодежь. И, в-третьих, они скрыто носимы, то есть его можно носить и применять где захочешь. Поэтому изучив все это, мы в 2014 году мы обратились с предложением запретить ношение и приобретение травматического оружия. Результат на лицо. Как только изъяли, количество преступлений с применением травматического оружия сократилось на 87%. Мы поэтому в стране приняли такое решение и, думаем, оно правильное. В этом (в восстановлении прав на ношение и приобретение травматического оружия гражданами – «Курсив») нет необходимости», — сказал министр на брифинге в СЦК.
В этой части он отметил, что в течение 2015 года казахстанцы добровольно сдали 46 359 единиц зарегистрированного травматического оружия: огнестрельного бесствольного – 16 656 единиц, газового с возможностью стрельбы патронами травматического действия – 29 703.
Озвучил он и международную практику в данном вопросе. Запрет на ношение травматического оружия существует и в Японии, Малайзии, Австрии и Китае. Тогда как у наших ближайших соседей – России и Кыргызстане, носить травматическое оружие разрешено. Разрешено носить не только травматическое, но короткоствольное и нарезное оружие также в Новой Зеландии, Израиле, США, Аргентине. А в Грузии, Литве, Эстонии и Финляндии разрешается приобретение травматического оружия в целях самообороны без права ношения.