20 лет назад в Казахстане не было собственного танкерного флота. Тогда было принято решение создать судоходную компанию. Несколько лет назад «Казмортрансфлот» выставили на торги – сейчас государство в поисках инвесторов, которые вложат средства в приобретение новых судов и развитие компании.
Ты помнишь, как все начиналось?
Начиналось все с маленького офиса в Актау. Тогда, в 1998 году, в компании работали четыре сотрудника. О своем собственном флоте оставалось только мечтать. Слово «чартер» было в новинку, но взятые в то время в аренду восемь судов класса «река-море» для перевозки нефти всего за полгода принесли $50 млн. А уже через три года компании был присвоен статус Национального морского перевозчика.
Первый крупнотоннажный танкер «Астана» в морском порту Актау встречал сам глава государства. Нурсултан Назарбаев – из капитанской рубки он дал первый гудок. С него и началась история создания собственного казахстанского танкерного флота для перевозки нефти. Чуть позже появились и другие суда. Для работы на них пришлось приглашать военных офицеров – специалистов в гражданском судоходстве в Казахстане тогда не готовили. Это потом уже компания первой в республике начала пятилетнюю программу по подготовке морских кадров – студентов отправляли на обучение в вузы России и Китая. В настоящее время штат компании на 99% состоит из собственных кадров.
Через запад на Босфор
Сейчас компании принадлежат 26 судов. Среди них танкеры, буксиры, баржи, а также специализированные многофункциональные суда. Их общая грузоподъемность – более 330 тыс. т. Именно такое количество грузов могут одновременно принять на борт все суда компании. За 20 лет работы КМТФ транспортировал более 100 млн т нефти: 70 млн т – в Каспийском море и более 32 млн т в открытых морях – Черном и Средиземном.
«Если раньше мы сталкивались с тем, что нас даже на порог не пускали, то сейчас мы стали одними из лидеров по перевозке нефти на Каспии. Наши суда ходят не только в Каспийском море, но и в открытых морях. Очень часто казахстанские корабли можно увидеть в Турции, Англии. География нашего присутствия постоянно расширяется», – рассказывает заместитель генерального директора компании по коммерческим вопросам Айдар Оржанов.
О том, куда ходят казахстанские суда, рассказал «Къ» и Мейрам Алдабергенов, который вот уже больше четырех лет работает третьим механиком на танкере «Актобе». «Наши танкеры раньше ходили в Азербайджан и Россию. Сейчас перевозим нефть из Туркмении. Могу сказать, что казахстанский танкерный флот – один из самых новых. Я часто по работе общаюсь с моряками из других государств, многие завидуют, что мы работаем на таких судах», – говорит он.
В этом году были приобретены шесть новых судов. Три из них – для перевозки негабаритных грузов – их транспортируют с порта Курык. Еще три – буксиры, построенные в Голландии. Это мощные современные суда, которые соответствуют всем международным нормам.
«Казахстан – экспортер нефти. Более 80 млн т идет на экспорт. Разведка месторождений активно ведется на севере Каспия, поэтому сейчас мы планируем развивать оффшорный флот, который в дальнейшем будет эксплуатироваться при разведке и добыче именно в этом направлении.
Разрабатываем мы и новый проект – это расширение флота. Будут построены, к примеру, суда-снабженцы для освоения Северного Каспия, паромы, суда-контейнеровозы», – отмечает генеральный директор компании «Казмортрансфлот» Марат Орманов.
Есть у компании и серьезные конкуренты – это нефтепроводы. За последнее время упали объемы перевалки сырой нефти через морской порт Актау – сейчас они составляют порядка 2 млн т в год. Для сравнения – раньше танкерами перевозилось 12 млн т. «Но, несмотря на такое серьезное падение объемов, наш танкерный флот не стоит на месте. Мы освоили новые рынки – теперь мы возим нефть с туркменских и российских портов. Кроме нашей, казахстанской, нефти, мы работаем с мировыми экспортерами черного золота», – добавляет г-н Орманов.
Срочно требуется инвестор
Правительство РК совместно с АО «Самрук-Қазына» разработало Комплексный план приватизации. Реализация программы призвана уменьшить участие государства в экономике страны и упрочить ее основы за счет увеличения в ней доли частного сектора. Приватизировать планируют и НМСК «Казмортрансфлот». В компании смотрят на это не как на продажу, а как на поиск иностранного стратегического партнера, который будет не только вливать финансовые средства, но и расширять бизнес.
«Компания подошла к тому рубежу, когда необходимо развиваться. Стоять на месте мы не можем, ведь мы вышли в открытые моря, поэтому приходится конкурировать с другими компаниями. Для того чтобы расти, необходимы серьезные вложения. Ведь флот – это капиталоемкий проект с окупаемостью в 13–15 лет. Кроме того, требования международных конвенций, в частности к судам, постоянно ужесточаются – должны быть новые технологии. Это все ведет к удорожанию судов. Поэтому сейчас мы в поисках нового партнера, который начнет новый виток развития», – рассказывает генеральный директор компании.
В процессе приватизации будет реализован контрольный пакет акций (51%). На протяжении двух лет флот уже дважды выставляли на торги, но тогда предлагали только 49%. Требования, которые выставлены будущим инвесторам, по словам руководства компании, будут защищать интересы не только сотрудников компании, но и страны.