Отношения между Китаем и США стремительно ухудшаются. В течение нескольких минувших дней стороны обменялись взаимными упреками. Эксперты опрошенные Kursiv.kz не исключают, что дальнейшее противостояние может серьезно отразиться и на ситуации в Казахстане.
В воскресенье вечером, 30 сентября, вначале газета The New York Times, а вслед за ней и другие влиятельные СМИ стран Запада, распространили сенсационную новость. Со ссылкой на информацию от анонимного высокопоставленного чиновника из Вашингтона было объявлено, что Китай отменил запланированные на октябрь переговоры по безопасности с министром обороны США Джимом Мэттисом. По одной из версий это связано с вопросами продажи вооружений, а также с ухудшением ситуации в Южно-Китайском море, где наблюдается противостояние флотов Китая и США. «Напряженность нарастает, и это может оказаться опасным для обеих сторон», – цитируют слова американского чиновника ведущие западные издания, отмечая, что сообщение из США появилось всего через несколько дней после заявления министра иностранных дел Китая Ван И, который подчеркивал, что КНР «не видит причин для паники из-за обострения противоречий между двумя странами».
Прямота против изощренности
Реакция КНР на информацию от анонимного чиновника из Вашингтона появилась только 2 октября. На пресс-конференции, прошедшей во вторник в МИДе Китая, официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства Хуа Чуньин, отвечая на вопросы журналистов, фактически возложила ответственность за отмену переговоров на США. «На днях американская сторона выразила надежду на отсрочку второго раунда диалога по вопросам внешней политики и безопасности, который, согласно достигнутой ранее сторонами договоренности, должен состояться во второй декаде октября», – подчеркнула она.
Между тем нельзя не согласиться с мнением анонимного чиновника из Вашингтона, указывающего на растущую напряженность в отношениях между двумя сверхдержавами. Только в течение минувших двух недель стороны несколько раз обменялись резкими выпадами в адрес друг друга. Разница только в том, что Пекин делает это по-восточному изощренно и завуалировано, а Вашингтон, как говорится, идет буром, всякий раз повышая градус противостояния. И если все летние месяцы текущего года разногласия между Соединенными Штатами и Китаем наблюдались исключительно в области торгово-экономических отношений, то со второй половины сентября добавились еще и вопросы военно-политического характера.
Обмен «любезностями»
Обновленный виток китайско-американского противостояния берет свое начало 21 сентября. В тот день Государственный департамент США объявил о введении санкций против департамента Центрального военного совета КНР и его председателя Ли Шанфу. Поводом для санкций стало приобретение Китаем 10 российских истребителей Су-35 и оборудования для зенитно-ракетных комплексов С-400. С этого момента с трудом налаживающийся было диалог Пекина и Вашингтона в области торговли между обеими странами фактически начал стремительно сворачиваться. Более того, страны стали обмениваться неприятными друг для друга действиями.
В ответ на «американский акт агрессии» в виде санкций Китай отменил визит командующего военно-морскими силами НОАК Шэнь Цзинлуна в Вашингтон и намечающуюся встречу представителей Генштабов КНР и США в Пекине. В свою очередь президент США Дональд Трамп с трибуны ООН обвинил Китай в попытке вмешаться в ноябрьские выборы в американский конгресс. Стороны обменялись очередными взаимными ограничительными пошлинами на ввоз товаров на сумму в $60 млрд для каждой из стран. Китай выпустил «Белую книгу», в которой объявил, что не будет разговаривать со страной, «размахивающей дубинкой пошлин», а спустя несколько дней предупредил Вашингтон о готовности защищать свой суверенитет и безопасность. Это случилось после инцидента в Южно-Китайском море между американским эсминцем Decatur и китайским боевым кораблем Luyang. Министр обороны США Джеймс Мэттис отменил свой запланированный на октябрь визит в КНР. Наконец, появилось сообщение от американского чиновника.
Очевидно, что при таких обстоятельствах, которые, по мнению аналитиков S&P, могут привести к решению администрации Трампа ввести новые ограничительные пошлины практически на все китайские товары, и Вашингтон, и Пекин в поисках «правды» постараются склонить на свою сторону мировое общественное мнение. Соответственно, следует ожидать, что обе страны включат на полную мощность свои агитационно-пропагандистские машины, которые наверняка будут работать в совокупности с экономическими рычагами. Вне всяких сомнений, в рамках этой борьбы в орбиту интересов как США, так и КНР, попадет вся Центральная Азия и Казахстан. В этом случае очень многим представителям правящих элит стран нашего региона придется доставать валерьянку. Ведь выбор будет очень не прост.
Проигрыш либо победа
По мнению живущего во Франции казахстанского экономиста Берлина Иришева, в свете текущего противостояния Китай усилит свой интерес к Казахстану. «Экспансия неизбежна. Хотя всегда возможны варианты, но я говорю о худшем из них. В целом Пекин постарается укрепить свои позиции в трех регионах мира. Речь об Африке, Европе и Центральной Азии. При этом два региона он попытается загнать в долги, чтобы потом забрать в обмен активы», – поделился с Kursiv.kz своей точкой зрения экономист.
Иной позиции придерживается получивший образование экономиста в Швейцарии Расул Рысмамбетов. В беседе с Kursiv.kz он заметил, что считает нынешние разногласия между Пекином и Вашингтоном не противостоянием, а банальным торговым спором. «Обе стороны намеренно повышают градус дискуссии, называя это «торговой войной». Но рыночные отношения – это и есть постоянный спор в стремлении выгадать больше пользы для себя. Кроме того, Китай в попытке доминировать в международной торговле зашел чуть дальше обычного, и теперь США пытаются показать Поднебесной, кто в доме хозяин», – заметил Расул Рысмамбетов, высказав предположение, что споры между США и КНР в ближайшее время обретут перманентный характер, изредка то обостряясь, то затихая. Кстати, по мнению экономиста, Китай несколько преждевременно пошел на обострение отношений с Соединенными Штатами. «Юань хоть и признан резервной валютой, однако еще не закрепился в международной торговле. Для Казахстана это может стать хорошим поводом, чтобы повышать свои требования как к КНР, так и к США. Ведь Китай сейчас все больше будет нуждаться в сухопутном транзите в страны Европы и Ближнего Востока, а Соединенным Штатам нужен плацдарм в Центральной Азии, чтобы показать глубину своего проникновения в буферную зону КНР», – заметил в разговоре с Kursiv.kz Расул Рысмамбетов.
Если не появится клоун из Москвы
Любопытно, что мнение экономиста где-то перекликается с точкой зрения специалиста в области общественных взаимодействий Ерлана Аскарбекова. Обсуждая с Kursiv.kz место Казахстана в свете ухудшающихся отношений между Китаем и Соединенными Штатами, Ерлан Аскарбеков заметил, что и правящая элита, и большая часть населения нашей страны в идейном, финансовом и политическом плане в основном ориентируется на западные ценности. «С другой стороны, последние 10 лет американцы относятся к Центральной Азии и Казахстану по какому-то остаточному принципу. Резко снизилось медийное влияние американского телевидения, американских СМИ, американской политики в целом. Особенно это заметно на фоне усиления российского влияния после 2014 года. Да, американцы ответили некоторыми программами по работе с нашими СМИ. В конгрессе США даже называли их бюджет. Но это были какие-то смехотворные суммы», – заметил специалист по общественным взаимодействиям, подчеркнув, что Соединенные Штаты уже давно не меняют своей стратегии и методологии, отдавая предпочтение беседам с избранными журналистами и представителями НПО, круглым столам и организации визитов отдельных лиц. На этом фоне, считает Ерлан Аскарбеков, заметна активизация китайской стороны, которая в последнее время все чаще пытается «продать» образ своей страны как дружелюбного и надежного партнера. «Для этого стали организовываться пресс-туры наших журналистов и популярных блогеров в Китай. Недавно бы проведен саммит редакторов стран-участниц китайской программы «Один пояс – один путь», о котором, впрочем, практически ничего не было слышно. Глядя же на огромную синофобию, как органическую, так и стимулированную определенными силами, возникают сомнения, что у китайской агитационно-пропагандисткой пиар-машины в ближайшее время получится добиться успехов как в Казахстане, так и других странах Центральной Азии», – отметил в беседе с Kursiv.kz Ерлан Аскарбеков. При этом он высказал предположение, что в случае дальнейшего ухудшения отношений между США и КНР симпатии казахстанцев все больше будут склоняться в сторону ОДКБ. Правда, при одном условии – если какой-нибудь клоун из Москвы в какой-то момент не оскорбит национальные чувства казахов и не поставит под сомнение территориальную целостность Республики Казахстан.