Председатель Верховного суда Жакип Асанов 11 октября подтвердил намерение Верховного суда передать часть своих полномочий госорганам, которое накануне озвучила председатель специализированной судебной коллегии ВС Айгуль Кыдырбаева, расширив перечень получателей полномочий и нотариусами.
«Нам надо сосредоточить судей на делах, где есть споры и конфликты: сейчас в 70% судебных дел споров нет, там всё очевидно», – сказал Асанов на международной конференции «Механизмы разрешения инвестиционных и коммерческих споров в Казахстане и странах ОЭСР».
По его словам, в 2016 году суды рассмотрели 1,7 млн дел и материалов, в 2017 году – 2,7 млн, в этом году ожидается увеличение рассматриваемых судами первой инстанции дел до 3,8 млн, при этом в судах первой инстанции (городских и районных) существует проблема недоукомплектованности судьями, число которых едва превышает 1 800 человек при необходимой штатной численности 2 100 человек.
Накануне на другой международной конференции по защите конкуренции и антимонопольному законодательству эту же проблему подняла председатель специализированной судебной коллегии ВС Айгуль Кыдырбаева. Она заявила, что Верховный суд ставит вопрос о том, чтобы все дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, рассматривали уполномоченные органы, решение которых будет приравниваться к решениям судов первой инстанции.
Такой порядок, в частности, действует в Германии, где антимонопольщики наделены полномочиями суда первой инстанции, в случае несогласия с их решением хозсубъекты обжалуют их решения в апелляционном порядке в судах вышестоящей инстанции.
По ее словам, в плане Совета по правовой политике страны уже заложено направление о постепенной передаче части судебных дел уполномоченным органам, и уже сейчас в парламент вносится пакет изменений в КоАП, где около 70 составов административных правонарушений, которые не требуют санкционирования на такие специфические меры, как аресты, конфискации и выдворения, будут передаваться в компетенцию уполномоченных органов.
Кыдырбаева также связала это намерение с потребностью разгрузить суды от вынесения решений по бесспорным делам, где ответчик не оспаривает ни сам факт правонарушения, ни санкции, наложенные на него. По ее сведениям, количество таких дел с 2015 года возросло в 2,5 раза и действительно занимает порядка 70% общего объема гражданских исков.
Глава ВС же подчеркнул, что полномочия судей по таким делам можно передавать не только госорганам, но и нотариусам, приведя пример тяжб КСК с должниками.
«Есть категория дел, где нет спора, но ими занимаются судьи: это сотни тысячи запросов КСК по коммунальным долгам. По закону КСК может пойти и к нотариусу, и к судьям. К нотариусу никто не идёт, все идут к судьям, потому что они удовлетворяют иски на 100%. Здесь тоже полный формализм, так как у судьи просто нет времени копаться в чеках и квитанциях, тем более должники не оспаривают эти долги. Если оспаривают, то, конечно, это должен рассматривать суд. Но мы же ведём речь о делах, где нет спора. Поэтому предлагаем убрать эту альтернативу, чтобы КСК шли прямо к нотариусам, заодно мы дисциплину должников поднимем», – заявил он.
Одновременно глава ВС развеял миф о том, что при передаче полномочий суда госорганам бизнес окажется незащищенным, еще раз подчеркнув, что при такой системе у бизнесмена есть возможность апеллировать к вышестоящей судебной инстанции. По его утверждению, в этом году коллегия по инвестиционным спорам рассмотрела 50 гражданских споров, из них 33% решены в пользу инвесторов.
«Мы меняем стереотип, что суд всегда поддержит государственный орган, а не частную компанию», – заключил Асанов.