Новости

Как официальный Ташкент деньги у Казахстана «уводит»

Иностранные инвестиции в реальный сектор экономики проходят мимо Казахстана?

Только за последние две недели Республика Узбекистан подписала с ведущими компаниями и фондами из разных стран договоры на несколько миллиардов долларов. В большинстве случаев соглашения касаются развития реального сектора узбекской экономики. Все эти деньги могли прийти и в Казахстан. Подробности у «Къ».

Беседуя как с казахстанскими экономистами, так и с некоторыми отечественными политическими и общественными деятелями, все чаще можно услышать их опасения по поводу будущей роли Республики Казахстан в Центрально-Азиатском регионе. Есть мнение, что если в течение ближайших десяти лет Казахстан не сделает решительных шагов в области реформирования своей экономики, он уступит свои лидерские позиции в Центральной Азии соседнему Узбекистану, который перетянет на себя основной поток инвестиций из-за рубежа. И если еще два года назад подобная точка зрения считалась чуть ли утопической: мол, Казахстан в своем экономическом развитии значительно опередил Республику Узбекистан, то ныне подобного оптимизма становится все меньше. 
Казахстан пока впереди

Безусловно, пока Узбекистан в целом выглядит не столь презентабельно, как Казахстан. Особенно это бросается в глаза при сравнении Ташкента или Самарканда с Астаной или Алматы.

В частности, для главных городов Узбекистана характерно достаточно низкое качество дорожного полотна. Это касается даже основных городских автомагистралей, не говоря уже о разбитых улицах на окраинах. Достаточно плохо развит общественный транспорт, который ходит крайне нерегулярно и зачастую находится в очень плохом техническом состоянии. Исключение составляет разве что ташкентский метрополитен с его действующими тремя ветками и строящейся четвертой кольцевой линией. Повсеместно, в том числе и центральной части городов, наблюдается обветшалое жилье, которое, кажется, не ремонтировалось с 70-80-х годов прошлого века. Нередко, особенно на местных базарах и в расположенных вдали от центра жилых массивах, можно встретить достаточно много очень плохо одетых людей из сельской местности, одежда которых служила трем, а то и четырем хозяевам. При этом, по словам этих людей, их ежемесячный заработок в качестве дворников, подсобных рабочих или продавцов в зависимости от места работы составляет от 170 тыс. до 220 тыс. сумов, что эквивалентно 7700 — 10 000 тенге. 

Вместе с тем из бесед «Къ» с этими людьми выяснилось, что поездки на заработки в Россию или Казахстан среди них уже совсем не популярны. Более того, никто из их знакомых не желает искать счастья там, «где граждан Узбекистана считают людьми второго сорта». Сегодня у еще вчерашних дехкан есть уверенность, что найти постоянную работу с достойной оплатой труда можно только в больших городах Узбекистана или непосредственно прилегающих к ним населенных пунктах. 

В ожидании бума

Следует отметить, что уверенность многочисленных выходцев из узбекских кишлаков и аулов основывается отнюдь не на пустом месте. Те, кто внимательно следит за сообщениями экономических изданий Узбекистана, наверняка обратили внимание на большое количество подписанных представителями официального Ташкента – нет не меморандумов о намерениях, что наблюдалось ранее, а уже соглашений с различными зарубежными компаниями, реализация которых позволит создать Республике Узбекистан тысячи, если не десятки тысяч новых рабочих мест. К примеру, только за две минувшие недели конца сентября – начала октября Узбекистан подписал со своими партнерами всевозможные договоры на общую сумму почти в $2,5 млрд. Подчеркиваем, только за минувшие две недели. При этом обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть подписанных соглашений имеет отношение к развитию реального сектора экономики Республики Узбекистан.

Судя по всему, в первую очередь в Узбекистане займутся обеспечением своей энергетической безопасности. Основная цель – добиться эффективного и устойчивого производства, передачи и распределения электроэнергии. Для Республики Узбекистан решение этого вопроса имеет чрезвычайную важность. Ведь не только в регионах, но даже в Ташкенте регулярно наблюдаются периодические веерные отключения далеко не маленьких жилых массивов от электричества на несколько часов в день, с чем казахстанцы уже почти не сталкиваются на протяжении последних 20 лет. Мощностей действующих в Узбекистане электростанций явно не хватает. Что, кстати, на прошедшем 3 октября совещании в Ташкенте признал и президент этой страны Шавкат Мирзиеев. По его словам, в Узбекистане в общей сложности вырабатывается 14 тыс. мегаватт энергии (в Казахстане этот показатель равен почти 22 тысячам мегаватт. – «Къ»).

При этом 86% производства электроэнергии приходится на тепловые электростанции, из которых 84% построены более 50 лет назад и потребляют для выработки 1 киловатта энергии вдвое больше топлива современных станций. 

Этими обстоятельствами во многом и объясняется решимость Узбекистана не только провести глубокую модернизацию действующих Сырдарьинской, Ташкентской, Навоийской и Тахиаташской теплоэлектростанций, но и построить совместно с российской компанией «Росатом» первую в Центральной Азии регионе атомную электростанцию. Причем в последнем вопросе официальный Ташкент, в отличие от Казахстана, похоже, тянуть резину не собирается. Уже определено место строительства будущей АЭС, которая появится на берегу озера Тудакуль, что находится на стыке Бухарской и Навоийской областей. Заключен договор с российским Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» по подготовке специалистов, которые приступят к работе на узбекской АЭС после ее ввода в строй в 2028 году. 

Интересно, что параллельно Узбекистан решил развивать и так называемую «зеленую» энергетику. Причем не на словах, а на деле. Достаточно сказать, что только за две минувшие недели было подписано сразу пять договоров с ведущими энергетическими компаниями мира по строительству сети ветряных и солнечных электростанций в нескольких областях Республики Узбекистан. В частности, ожидается, что до 2021 года в Самаркандской области появится фотоэлектростанция мощностью в 100 МВт от французской компании Total. Немецкая Siemens возведет комплекс ветроэлектростанций аналогичной мощности в Навоийской области. Турецкая ETKO установит свои ветряки мощностью уже 600 МВт в Сурхандарьинской области. А SkyPower с Каймановых островов и Masdar из Абу-Даби помогут Узбекистану ввести в строй свои современные солнечные и ветряные электростанции в Ташкентской, Джизакской и Кашкадарьинской области. 

Не только энергетика

Понятно, что для возведения достаточно крупных объектов, –  а их, по планам властей Узбекистана, в ближайшее время появится немало –необходимы и башенные краны. Так вот, судя по сообщениям узбекистанских СМИ, длительное время импортировать их из-за рубежа, что отражается на стоимости любого строительства, официальный Ташкент не намерен. По итогам прошедших переговоров в России подписан договор об открытии в столице Узбекистана производства башенных кранов. Нетрудно догадаться, что если такой завод появится, то казахстанские строительные компании почти наверняка станут покупателями его продукции. Кстати, намереваются российские компании наладить в Узбекистане выпуск ролевого картона и бумаги, которые пока еще импортируются в эту страну, в том числе и из Казахстана.

О своем желании открыть в Узбекистане свои новые производства также официально объявили французская компания Fives и американская ExxonMobil. Первая планирует в скором времени начать выпуск автомобильного стекла, что снизит стоимость продукции узбекистанского автопрома (привет Костанаю, Семею и Усть-Каменогорску. – «Къ»).

Вторая на базе Ферганского нефтеперерабатывающего завода реализовать до 2021 года проект по производству базовых масел II и III групп из остаточной фракции. Соответственно до выпуска моторных масел с помощью дополнительных присадок, как говорится, рукой подать.  

Кстати, о нефти. Принято считать, что в Узбекистане ее либо нет, либо ее запасы не очень велики. Так вот, мнение это ошибочное. Например, на территории Ферганской, Наманганской и Андижанской областей расположено достаточно крупная Ферганская нефтегазоносная область общей площадью в 38 тыс.кв. км. Открыта она была еще в 1942 году. Но вот активно разрабатывать ее правительство Советского Союза не стало. Дело в том, что Ферганская долина является одной из самых густонаселенных на планете, к тому же обладает очень плодородными землями. Очевидно, добывать нефть там было, по меньшей мере, странно. Лишь сейчас появились технологии добычи углеводородов, которые позволяют не оказывать разрушающего воздействия на окружающую среду. Чем, собственно, и решили воспользоваться власти Узбекистана, заключив договор с российской компанией «Зарубежнефть» по добыче нефти в Ферганской нефтегазоносной области, включая разработку малодебитных месторождений. Интересно, что никто в Ташкенте не говорит об экспорте узбекистанской нефти на мировые рынки. Велика вероятность, что все добытое черное золото будет по-прежнему отправляться на НПЗ в Бухару, Фергану и Олтиарык. Более того, нельзя исключать, что, если совместный российско-узбекистанский проект «выстрелит», официальный Ташкент может отказаться от импорта нефти с казахстанского месторождения «Кумколь». 

От Франции до Китая

Наконец, солидно пополнять свой бюджет власти Узбекистана намерены за счет развития внутреннего туризма. Нельзя отрицать, им есть что показать миру. Самарканд, Бухара, Хива, Куня-Ургенч известны далеко за пределами Республики Узбекистан, в том числе благодаря сказкам «Тысячи и одной ночи».

Понимают это и зарубежные инвесторы, которые готовы вложить немалые средства в узбекистанскую сферу туризма. Далеко за примерами ходить не надо. Только за все те же минувшие недели Узбекистан подписал соглашение с Францией на $100 млн о строительстве туристической зоны «Кадимий Бухоро»,согласно которому до конца 2019 года в Бухаре появится огромный гостиничный комплекс с прилегающим к нему ландшафтными садами, ресторанами и элитными жилыми домами. С ОАЭ достигнута договоренность о строительстве за счет инвестиций из Эмиратов компаниями Абу-Даби отеля международного уровня и туристического торгово-развлекательного комплекса в Самарканде. Китайский фонд «Шелковый путь» объявил о своем решении помочь Узбекистану в создании концепции генерального плана и организации градостроительного пространства в столице Амира Темура. Турецкие компании начали работы по улучшению дорожного полотна как в Ташкенте, так и в других городах Узбекистана. Очевидно, что все это даст и уже дает Республике Узбекистан большое количество новых рабочих мест. 

Соответственно, подводя итоги, нельзя не заметить, насколько был прав Нурсултан Назарбаев, когда во время своего последнего Послания народу Казахстана начал распекать правительственных чиновников за их то ли нежелание, то ли неумение работать. Ведь если казахстанские госслужащие будут по-прежнему почивать на лаврах, достигнутых ранее, недалек тот час, когда анекдоты про то, кто у кого работает, будут рассказывать уже жители Узбекистана.