Индивидуальные идентификационные номера всех казахстанских детей, родившихся в начале 2000-х годов, исчезли из-за технического сбоя во время взаимодействия информационных баз ГЦВП и органов государственных доходов, который произошел еще несколько лет назад.
СИК, РНН, а потом ИИН – все эти цифровые коды вводились и сменялись на протяжении многих лет. С 1 января 2013 года индивидуальные идентификационные номера окончательно заменили все предшествующие цифровые коды граждан страны. Впрочем, впечатывать ИИН в удостоверения личности начали еще за несколько лет до этого. Те, у кого подходил срок замены удостоверений личности, просто получали новый документ с уже вбитым в него ИИН. Гораздо сложнее было с детьми. Свидетельство о рождении выдается один раз и действует до того момента, пока ребенку не исполнится 16 лет. Поэтому несколько лет назад детям начали выдавать отдельные листы с отпечатанным на них индивидуальным идентификационным номером. Их в обязательном порядке нужно было предоставлять в школы и поликлиники. Но, как оказалось, для многих это было бессмысленным занятием.
Дело в том, что из базы данных государственных ведомств таинственным образом исчезли ИИН детей, родившихся в 2001 и 2002 годах. Родители имели на руках бумажки с присвоенным ребенку индивидуальным номером, но этот номер нигде не был зарегистрирован. А ведь без зарегистрированного ИИН ребенок не может получать некоторые виды пособий, возникают проблемы с оформлением наследства в случае утери родителей.
Кроме того, такая ситуация вынуждает родителей и ЦОНы нарушать закон. Ведь когда 16-летний подросток приходит оформлять первое в его жизни удостоверение личности, государственная пошлина должна взиматься только с указанием его индивидуального идентификационного номера. Но если ИИН не зарегистрирован, сделать это невозможно. И вот уже второй год подряд в ЦОНы идут за получением удостоверения подростки, родившиеся в тот самый «выпавший» период.
В ЦОНах ситуацию знают, и поэтому платеж пошлины проводится с указанием ИИН родителей. Хотя это недопустимо. В результате родители детей выпавшего из реестров поколения вынуждены тратить гораздо больше времени на узаконивание документов подростков – не только оформлять документы и получать удостоверение личности в ЦОНе, но и ходить в управление госдоходов и регистрировать давно полученный ИИН повторно. А ведь индивидуальные номера для того и вводились, чтобы сократить процедуру хождений по многочисленным инстанциям.
«Почему после посещения ЦОНа я должна в ущерб моему рабочему времени идти еще и в управление госдоходов, чтобы регистрировать там ИИН моего ребенка, который мы получили еще несколько лет назад? – недоумевает мама 16-летнего подростка Гульнар Ахметкалиева. – А ведь перед родителями и детьми, которых вынуждают путешествовать по различным ведомствам, никто даже не извиняется. Почему, узнав о свершившемся техническом сбое, никто в течение нескольких лет не восстанавливал пропавшие сведения? Почему получение номера должно стать проблемой для подростков, а не для потерявших информацию государственных служб?».
Но налоговые службы не видят в случившемся особых проблем.
«Такая ситуация произошла по всему Казахстану, – пояснил руководитель семейского управления государственных доходов Куаныш Мухаметкалиев. – Произошел сбой во время взаимодействия информационных баз ГЦВП и органов государственных доходов. По этим техническим причинам данные об ИИН детей, родившихся в тот период, не актуализировались. В этом нет особой проблемы, по мере обращения к нам мы регистрируем ИИН у себя в базе».