Новости

Чиновников заподозрили в укрывательстве информации о передаче колледжей ЗКО в частный сектор

Два старейших колледжа оказались в процессе передачи в доверительное управление

Каким образом два старейших колледжа Западно-Казахстанской области – нефти и газа и педагогический – оказались в процессе передачи в доверительное управление, разбирались 12 октября на заседании Совета по защите прав предпринимателей ЗКФ НПП «Атамекен». Правда, выяснить, кем оказались инвесторы, пожелавшие в дальнейшем выкупить учреждения образования, так и не удалось.

Вопрос задали представителям областного управления образования в процессе обсуждения применения механизма нового государственного инструмента – подушевого финансирования частных организаций дошкольного и школьного образования.

«В процессе передачи колледжей в частную сферу, в доверительное управление, мы считаем, есть препоны. Будем принимать меры. Принято решение проинформировать акима области о создавшейся ситуации, и, соответственно, тут необходимость реализовать все законные положения», – заявила на Совете эксперт правового блока ЗКФ НПП «Атамекен» Валентина Гаршина.

Речь шла о старейшем в Западно-Казахстанской области педагогическом колледже, который был основан в 1913 году как учительская семинария, и колледже нефти и газа с 80-летней историей, который готовит специалистов в области агропромышленной, строительной и нефтяной отрасли. 
Впрочем, представитель областного управления образования не смутилась и парировала: закон чиновники от образования не нарушали.

«Да, сегодня появились два инвестора, которые заинтересовались колледжем нефти и газа и педагогическим. Они хотели получить их в доверительное управление с правом выкупа. Ходили, изучали, но, когда мы сказали, что нужно будет вкладывать деньги в эти объекты по договору взаимного партнерства государства и частника – покупать оборудование, делать текущий ремонт, тот, кто хотел взять колледж нефти и газа, официально отказался. Тот, кто планирует взять педколледж, – это человек от образования. Он остается», – сообщила заместитель руководителя Управления образования ЗКО по экономическим вопросам Сандугаш Айткалиева.

Она также сообщила: инвестору был предложен проект капитального ремонта здания педколледжа, но как альтернатива рассматривается и вопрос о выделении земельного участка под строительство нового здания. Колледж хоть и расположен в центре города, но в старом здании.
«Мы написали письмо акиму города (Мурату Мукаеву – «Къ»), и если землю дадут в черте города, то это, возможно, будет несколько участков, где построят спортивную площадку, «умную» библиотеку и т. п.», – сказала представитель управления образования.

Члены совета по защите прав предпринимателей поинтересовались: публиковало ли управление на своем сайте объявление о том, что начался процесс передачи объектов образования в доверительное управление с приглашением бизнеса к участию и подаче заявок? Представитель ОблУО ответила отрицательно.

«Получается, директора уральских школ правы, говоря о том, что вы это делает втихаря? Как инвесторы узнали, что идет процесс передачи этих объектов, если никто в ЗКО об этом не знал?» – спросил председатель Совета Хайдар Капанов

К слову, в палате узнали о передаче объектов в частные руки случайно из Астаны. Имя инвестора члены совета у представителя ОблУО так и не смогли выпытать. Она лишь сообщила: бизнесмены приехали из Астаны.

«То, что они смотрели, еще не означает, что они уже потенциальные инвесторы. Инвестор будет определен только после проведения всех конкурсных процедур. Только после этого в СМИ объявим, что есть такое предложение», – объяснила Сандугаш Айткалиева.

Ответ членов совета не устроил. К тому же выяснилось, что члены НПП прежде обращались в управление образования ЗКО с просьбой вывесить на сайте список объектов, которые будут выставляться в ближайшие годы на приватизацию и передаваться в доверительное управление.

 

«Мы пытались распаковать ситуацию с приватизацией объектов в сфере образования и направили письменное обращение, но нам ответили: таких планов пока нет. Этот конфликтный вопрос мы также озвучивали на площадке августовского совещания в присутствии вице-министра образования. Считаем, тут есть тайна, раз на наши запросы не отвечают. Но мы еще раз отправим вам и акимату запрос, чтобы получить вразумительный ответ, как разрабатывается перечень объектов, которые передаются в доверительное управление. Чтобы бизнесмены опять случайно не узнали, что наши объекты передают», – сказал Капанов. 

После обсуждения Айткалиева дала короткий комментарий и журналистам: 

«Нам нужно развивать колледжи, давать им новые, инновационные направления. Поэтому мы начали работу по педколледжу. Здесь нет никаких тайн, просто не дошло до того, чтобы все оглашать», – сказала она. 

Был ли факт укрывательства информации о передачи государственных объектов образования в доверительное управление частным лицам, будут разбираться 18 октября – в Уральск, в том числе и по этому поводу, приедет делегация из Центра ГЧП. 

Тему защиты прав предпринимателей продолжили представители управления комитета правовой статистики и спецучета генпрокуратуры и антикоррупционного Бюро.

В каких сферах чаще вмешиваются в деятельность предпринимателей, рассказал заместитель руководителя департамента бюро по ЗКО Айдос Жунисов. Согласно их аналитическим данным, это контролирующие органы и госучреждения, от которых предприниматели зависят напрямую или косвенно.

К примеру, анализ в сфере госзакупок показывает: коррупционные риски, связанные с определением поставщика услуг, наличием «откатов» чиновникам, ведут к экономии средств поставщиками на строительных материалах, что влияет на безопасность выполняемых работ.

«Бизнес-сообщество в плане борьбы пассивно. Они говорят: мы раз обратились, второй, но нам в этой сфере работать, и лишние проблемы не нужны. Этот барьер они никак не могут преодолеть. С другой стороны, практика показывает: предприниматели неохотно обращаются в антикоррупционную службу, так как им зачастую выгодно лоббировать свои интересы с помощью коррупционных чиновников. Таким образом, из года в год коррупция становится частью бизнеса – как для предпринимателя, так и для мздоимца», – сказал Айдос Жунисов.

Понятно, что усилия бесполезны, если в войне с коррупцией участвуют только правоохранительные органы и антикоррупционная служба, напомнил спикер. Без комплексного подхода к вопросам борьбы с коррупцией и активного участия в этой работе всех, в том числе представителей МСБ, коррупционные преступления будут продолжаться. 

Также Айдос Жунисов сообщил: за 9 месяцев 2018 года в ЗКО выявлено шесть фактов преступного вмешательства в деятельность бизнеса: четыре – в сфере сельского хозяйства,  один – в правоохранительной сфере и один в сфере государственных закупок. Все уголовные дела возбуждены по фактам взяточничества и уже направлены в суд. К уголовной ответственности привлечено четыре должностных лица.

«Приведу пример: поборы ветеринарным инспектором с реализаторов мяса на рынке. За ввоз мяса на рынок, направление мяса в лабораторию для исследования и получение разрешения на реализацию ветинспектору платили взятки. Он единолично выписывал направления в лабораторию и осуществлял допуск к торговле. В правоохранительной сфере возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника батальона дорожно-постовой полиции ДВД ЗКО, который вымогал и получил взятку от предпринимателя за беспрепятственную перевозку груза через стационарный пост полиции «Рубеж», а также за общее покровительство. Эта сфера, наряду с транспортным контролем, также в группе риска», – сообщил спикер. 

То, что на дорогах ЗКО не все спокойно, подтвердил и член Совета «Атамекен», адвокат Галымжан Ищанов. Речь шла о жалобах бизнесменов на обвесы. 

«Обвешивают на весах для большегрузов, о чем мы не раз поднимали вопрос. Жалуются, например, поставщики чистой воды, оператор Чинаревского нефтегазового месторождения ТОО «Жаикмунай»: они возят сжиженный газ из поселок Чинарево в город. Их взвешивают на весах, которые не пригодны для динамического взвешивания – по осям. Если газ везешь, то он не статический и будет болтаться, но на одной оси всегда будет перевес. Хотя газ – это специфический груз, который нельзя ни перегрузить, ни недогрузить. Там есть стандарты, инструкции. И по этому перевесу их привлекают», – сказал Ищанов. 

Адвокат предложил поставить вопрос шире: говорить не о вмешательстве в предпринимательскую деятельность, а вести речь об административных барьерах и воспрепятствование деятельности бизнесменов. 

«Вмешательство это когда нагло лезут, а сейчас все умные и делают по-другому – под прикрытием закона или благовидных поводов», – говорит правозащитник.

Еще один момент отметил спикер: сегодня проверяющие все чаще привлекают к административной ответственности не лицо, а ТОО, ИП или АО. Хотя в законе прописано, в каких случаях привлекается именно юридическое лицо, но на это не обращают внимание. Потому что в таких случаях штрафы в разы больше, объяснил Ищанов.

«Готовясь к докладу, я поговорил с главой одного нашего крестьянского хозяйства. Он посадил пшеницу, у него техника в лизинге. Подходят сроки, и ему говорят: плати. Он говорит, так рано еще, в прошлом году в другие сроки платил. Ему отвечают: у нас теперь другое положение. Они во время сбора урожая приезжают, всю технику собирают, и 100 тыс. га у него накрывается, пока он едет жаловаться в Астану, добиваться правды. Доказал, что финансовая организация поступила неправильно, но в итоге все пропало, и кому предъявлять? И таких случаев воспрепятствования деятельности много», – рассказал адвокат.

Начальник управления Комитета правовой статистики и специальных учетов по ЗКО Жанат Нурмагамбетова, напротив, отметила, что, к примеру, ментальность проверок МСБ меняется с карательной на профилактическую и рекомендательную. Привела статистику: в 2010 году в ЗКО было зарегистрировано 20 тыс. проверок, а в 2018 всего 5,5 тыс. За 9 месяцев текущего года, в сравнении с 2017-м количество зарегистрированных проверок выросло на 10,7%. Но причины активизации контролирующих органов были связаны со страшной трагедией в Кемерово. После этого на предмет безопасности было проверено 176 развлекательных заведения Уральска.

А вот посягали на проверки 33 раза, и столько же раз управление выдавало отказ. 12 из них – в отношении бизнеса. За нарушение требований нового адмкодекса к дисциплинарной ответственности привлекли 30 должностных лиц.