В Костанае коллегия по уголовным делам областного суда 26 октября завершила процесс по делу Абилды Кошанова. Бывший директор житикаринского элеватора, с которого в 2011–2012 годах пропало более 53 тыс. т зерна, принадлежащего АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация», с марта 2016 года отбывал 8-летний срок за хищение в особо крупном размере. Обжаловал приговор в Верховном суде РК, который вернул дело на новое рассмотрение. По его итогам Кошанов снова сел. В ходе процесса стала известна схема растраты.
Как и два с половиной года назад, экс-глава житикаринского элеватора был обвинен по ст. 176, ч. 4 «б» УК РК 1997 года – хищение путем растраты чужого имущества. Объем похищенного ему вменялся прежний, но обвинение было предъявлено новое.
«Оно существенно отличается от первоначального в части причин образования недостачи», – отметила во время оглашения приговора председатель коллегии Гульфия Мухтеева. Ведь именно недоказанность умысла на хищение, невыясненность того, как происходила растрата, как хозяева единственного в Житикаринском районе линейного элеватора извлекали выгоду из операций с необеспеченными зерновыми расписками, стали основаниями для решения Верховного суда вернуть дело.
Все дело в версиях
Экс-директор ТОО и в ходе нового рассмотрения придерживался старой линии защиты. Дело не уголовное, спор должен быть гражданским. Факт выдачи 33 зерновых расписок, не обеспеченных зерном, не отрицал. Объяснял тем, что урожай 2011 года собрали рекордный, в сентябре элеватор был переполнен, о чем он известил все уполномоченные органы и «Продкорпорацию». В октябре на совещании в областном акимате его обвинили в срыве госпрограммы по заготовке зерна, пригрозили лишением лицензии. После чего он вынужден был продолжать приемку на открытые площадки. Пшеница была сырой, сушить ее не успевали, дизтоплива для этого не хватало. Поэтому зерно оставалось у сдатчиков, им выдавались расписки, фактически не обеспеченные. Чтобы обезопасить себя, Абилда Кошанов брал с аграриев гарантийные письма. Они не спасли – 2012 год был неурожайным и восстановить запасы зерна не удалось.
«Продкорпорация», по версии Кошанова, была надлежащим образом извещена о ситуации, тем не менее процедуры индоссамента по пустышкам с товаропроизводителями совершала. Более того, проблемы элеватора в 2011 году даже усугубляла – не вывезла 20 тыс. т своего зерна, не освободила место под новый хлеб.
Опрошенный в суде директор костанайского представительства АО «НК «Продкорпорация» Мирас Турежанов категорически опроверг сведения о том, что был извещен о хранении зерна корпорации третьими лицами. Коллегия согласилась с тем, что переписка, в которой Кошанов извещал о переполненности элеватора, не содержит согласия владельца пшеницы на стороннее хранение. Турежанов также пояснил, что перемещать зерно самостоятельно корпорация не могла. Такие действия санкционируются постановлением правительства. Но самое главное, что было выяснено в ходе этого судебного процесса, ничего перемещать, а также хранить за пределами элеватора емкостью 179 тыс. т (вместе со складами) не требовалось. Даже в 2011 году он не захлебывался от рекордного урожая и не останавливался. В 2012 году, когда урожай был скудным, элеватор тоже работал. На нем постоянно принимали зерно и, что еще важнее, отгружали его покупателям.
Как это было
Недостача зерна корпорации была выявлена 23 ноября 2012 года. Тогда во время внеплановой проверки, поводом для которой стали оперативные данные финполиции о крупной недостаче зерна, примерно в 20 силосах элеватора были обнаружены муляжи, имитирующие объемы пшеницы. Однако по документам о перемещениях пшеницы на этом ХПП выходило, что к тому времени почти все аграрии, в том числе из списка обладателей пустышек, свой хлеб, оговоренный в зерновых расписках, на элеватор уже завезли. Вот только в натуре его не было. «Продкорпорация» недосчиталась более 53 тыс. т.
Представитель национальной компании на процессе настаивал, что недостача образовалась не только за счет незаконной выдачи подсудимым необеспеченных расписок, но и за счет растраты хлеба, поступавшего на счет «Продкорпорации» от сельхозпроизводителей по другим зерновым распискам.
Интересная схема
Информация о движении зерна и денег на ХПП, в том числе через аффилированные предприятия, содержалась в аудиторском отчете, который был представлен в 2013 году в рамках гражданского дела по определению объема недостачи и суммы нанесенного ущерба. Судебная коллегия изучила материалы аудита, а также выводы судебно-бухгалтерских экспертиз по гражданскому делу и пришла к выводу, что ТОО «КазАгроТрейд» использовало чужое зерно, причем не только «Продкорпорации», для отправки на внутренний рынок, в Кыргызстан, Узбекистан, Китай, Афганистан и Россию. Имея лицензию на другие виды деятельности, в период с 21 октября 2011 по 30 октября 2012 года ТОО «КазАгроТрейд» также вовсю производило и продавало муку, макаронные изделия. К делу были приложены таможенные документы, которые подтверждали, что суммы экспортных мучных контрактов ТОО и семейства родственных компаний в тот период варьировались от $11 560 до $958 623.
То есть под прикрытием необеспеченных зерновых расписок предприятие присваивало чужое имущество, надеясь, видимо, прокрутить и «поставить на место». Не получилось. Абилда Кошанов, который так и не признал свою вину, был приговорен к 7 годам лишения свободы, отбытый срок входит в них.
Сегодня АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» оценивает нанесенный ей ущерб в сумму около 3 млрд тенге: 1,3 млрд тенге за растраченное зерно, плюс штраф, плюс упущенная выгода. Суды с ТОО «КазАгроТрейд» в гражданском порядке идут с 2013 года. Товарищество проходит процедуру реабилитации. Ни одного тенге корпорации не возмещено. Элеватор уже 6 лет простаивает.