На совместных экологических мероприятиях Казахстан и Россия смогут сэкономить до $4,5 млрд
16 ноября в Министерстве природных ресурсов РФ экологи и чиновники выработают план по предотвращению загрязнения реки на 2019-2020 годы. По данным исследований ООН, на совместных экологических мероприятиях Казахстан и Россия смогут сэкономить до $4,5 млрд, передает корреспондент Kursiv.
Мероприятие проходит в течение двух дней. Вчера, 15 ноября, члены комиссии, куда вошли эксперты, общественные деятели и чиновники двух государств обсудили план работы первого заседания российско-казахстанской комиссии по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал, в соответствии с реализацией соглашения между правительствами Казахстана и России.
В состав комиссии входит не менее 26 человек. Сопредседателями выбраны вице-министр энергетики РК Сабит Нурлыбай и вице-министр природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов. В работе заседания также принимают участие представители акиматов Уральска, Актобе, Атырау РК и Волгограда, РФ, чьи территории расположены в бассейне реки. В повестке дня вопросы управления и охраны Урала, поиска денег и выработка понимания – каким будет мандат этой комиссии, сообщили «Къ», участники заседания.
«Главные вопросы повестки дня — обсуждение экологического состояния реки и выработка совместного плана предотвращения загрязнения и сохранения ее экосистемы в пределах двух стран на 2019-2020 годы», — сообщила в комментариях «Къ» заместитель председателя национальной комиссии по делам женщин РК, руководитель республиканского ОО «Экологическое движение «Наш Урал» Елена Тарасенко.
Члены комиссии называют создание межгосударственного органа — новой точкой отсчета борьбы за спасение трансграничной реки. Прежде водная политика двух стран характеризовалась порой противоречащими друг другу экологическими стратегиями. Переговорный процесс о создании комиссии шел несколько лет.
«Мы собирали экспертов на разных площадках, проводили конференции, экспедиции, митинги, писали обращения. В архиве несметное количество писем. Были депутатские запросы, выездные заседания депутатов. Решение о создании комиссии принято в 2016 году — на форуме руководителей межрегионального сотрудничества с участием президентов Н. Назарбаева и В. Путина», — сказала Тарасенко.
Участникам комиссии также предстоит ответить на вопрос: грозит ли Уралу экологическая катастрофа?
«У нас в низовье Уреки стали высыхать пойменные леса — подпочвенной воды нет. Почему нет, если на территории Казахстана вода есть, и ее больше чем у Оренбурга? Почему идут деградационные процессы? Мы планируем создать еще два постоянно действующих координационных центра, где вырабатывались бы идеи и решались все предложения. Работать они будут в ЗКО и Оренбурге. Надеемся, и общественность примет участие в этой работе», — сообщила руководитель экологического движения.
Мировой опыт финансирования подобных экологических мероприятий предполагает несколько вариантов:
- трансферты;
- налоги;
- тарифы в виде платежей за использование водных ресурсов;
- от 001 до 003% от ВВП Казахстана и России — с учетом экономических возможностей.
Российские эксперты предлагают свою систему решений экологических проблем Урала. Например, академик РАН РФ, научный руководитель института степи г. Оренбурга Александр Чибилев, настаивает на создании природных заповедников — чтобы понимать, куда вкладывать деньги.
Ученый предлагает поднять статус реки на уровень особо охраняемой территории и природного символа регионов России и Казахстана и возродить государственную службу охраны водных и биологических ресурсов реки Урал, как это было в 19-м, начале 20 веков.
«Оренбургский и Карачаганакский нефтегазопромышленные проекты нанесли непоправимый экологический ущерб экосистеме среднего течения реки Урал. Интенсивное освоение Чинаревского нефтегазового месторождения в ЗКО и Сладсковско-Заречного в Оренбургской области также несут угрозу и уже привели к загрязнению крупнейшего месторождения аллювиальных подземных вод», — сказал ученый в комментариях «Къ».
Природную экосистему речного бассейна от дальнейшей деградации не смогут улучшить никакие миллиарды, считает ученый. Спасать экосистему бассейна следует малозатратными средствами — созданием заповедных зон и особо ценных участков реки.
В повестку дня заседания межгосударственной комиссии также предложено включить вопрос о научном сопровождении деятельности российско-казахстанской комиссии — создании научно-исследовательской лаборатории геоэкологии трансграничного бассейна Урала. А одним из важнейших критериев экологической оценки реки следует считать современное состояние популяций проходных видов осетровых рыб.
«Сегодня невозможно сказать, какова цена вопроса. Единой картины что делать, в каком состоянии сегодня Урал, ни у кого нет. Каждая область выделяет какие-то деньги и что-то делает. Но пока трудно ответить на вопрос, в какие суммы все это выльется. На первом заседании, надеемся, определимся: какая в этом позиция России, какая наша и как в практической плоскости соединять наши усилия?», — сказала Тарасенко.
Справка:
Урал — единственная европейская река Каспийского бассейна, где еще сохраняется природный фонд рыбы осетровых пород. Хотя в конце 20 века он потерял свое мировое значение осетровой реки. Если в 70-е годы река давала 40% мирового улова «белой» рыбы и черной икры, то сегодня ее называют самой «металлургической рекой мира». Сегодня в загрязнённом, обмелевшем Урале уровень воды, только в пределах Казахстана, снижен на 46%.