Можно ли создать вторую Кремниевую долину? Оказалось, что некоторые страны нацелены на то, чтобы полностью скопировать и создать что-то подобное у себя на родине. Образ долины и успех ее «обитателей» на международной арене стоит перед глазами и у предпринимателей, запускающих новый технологический проект. «Гоняться за идеями, которые создавались для другой страны с другой культурой — не самая лучшая идея», говорит глава Astana Hub Джозеф Зиглер. На встрече, организованной отраслевым акселератором DAR Lab, посвященной цифровизации логистики, Зиглер рассказал что нужно для развития казахстанской стартап-экосистемы и почему создание второй Кремниевой долины – плохая идея.
— Джозеф, в каком состоянии сейчас находится экосистема стартапов у нас в стране?
— Я бы сказал, стартап-экосистема Казахстана сейчас находится на начальном этапе, так что говорить о каких-то далеко идущих планах пока рано. У нас на рынке есть много ниш, которые до сих пор плохо развиты. Например, e-commerce или образование. Мне кажется, это как раз те места, куда очень легко внедрить технологии, а затем развить их. Все говорят о том, что хотят построить вторую Кремниевую долину. Я часто слышу такое, когда бываю в разных странах. Но давайте будем честными, в США такая экосистема активно формируется уже в течение чуть ли не пары десятков лет и, что важно, продолжает формироваться до сих пор. Я лишь хочу сказать, что это не быстрый путь и здесь всем нам нужно время.
— То есть, желание создать вторую Кремниевую долину – плохая идея?
— Давайте быть честными, многие пытаются скопировать Кремниевую долину. Кто не захочет достичь такого же уровня успеха, правильно? Копировать Кремниевую долину — то же самое, что копировать Голливуд, но у каждой индустрии есть свои преимущества, так что гоняться за идеями, которые создавались для другой страны с другой культурой — не самая лучшая идея. К тому же, Кремниевая долина все еще строится.
— Нужно ли нам привлекать больше иностранных специалистов в эту область или мы сможем обойтись собственными силами?
— Возвращаясь к примеру с Кремниевой долиной, могу сказать, что больше половины предпринимателей и экспертов, которые там работают – это иностранцы. Так что привлекать экспертов, которые приедут в страну и смогут помочь нам в развитии — не такая уж плохая идея. Мне кажется, что когда эксперты начнут приезжать в Казахстан, и мы сможем взаимодействовать, то это даст возможность создать цельную экосистему. Когда все это произойдет, местные предприниматели или любые другие специалисты, которые сейчас работают в этой среде, станут следующим поколением стартаперов. Я думаю, все это работает именно таким образом.
— А как обстоят дела с инвестированием в стартапы Казахстана?
— Я думаю, что будет лучше, если мы научим местный рынок, как и когда вкладывать средства, а также разбираться в стартапах. Сейчас ситуация такая, что иногда даже корпорации не понимают, как работать с такими предпринимателями, а ведь корпоративная вовлеченность здесь очень важна. Ты не можешь потратить кучу денег в 2018-м и получить прибыть в 2019 году. Это так не работает. Нам нужно время, чтобы рынок созрел. Причем, созревать здесь должны не только инвесторы, но и сами предприниматели со своими продуктами.
— К вопросу об инвестициях, местным стартапам стоит рассчитывать на получение средств из-за рубежа или лучше искать инвесторов внутри страны?
— Мы же все понимаем, что очень сложно привлечь бизнес-инвесторов откуда-то из заграницы. В случае таких инвестиций, тот, кто вкладывает средства, несет наибольшие финансовые риски, но и может рассчитывать на высокую окупаемость средств, если компания достигнет успеха. На данном этапе мы можем только планировать привлекать бизнес-ангелов и так называемых seed-инвесторов.
— Что конкретно нужно сделать, чтобы помочь местной стартап-экосистеме получить полноценное развитие? Возможно, стоит обратить вынимание на отраслевые акселераторы, например такие, как DAR Lab?
— Сейчас нам нужно заняться двумя вещами. Первое — развить экосистему в целом. В центре любой стартап-экосистемы всегда стоит предпринимательство, так что именно оно становится областью, которую нам нужно развивать. Могу отметить тенденцию, что в Казахстане инициаторами создания экосистемы являются не только предприниматели, но и государство, которое создает необходимую инфраструктуру и убирает некоторые бюрократические барьеры. Для этого мы собираемся работать с предпринимателями, стартапами и инвесторами. Так как сейчас я руковожу Astana Hub, то теперь у нас есть много инструментов, чтобы помочь предпринимателям создать и развить свои идеи. Например, в Astana Hub мы проводим тренинги и обучающие курсы для инвесторов. Второе — очень важно, чтобы мы научили людей, как вкладывать инвестиции и определять наиболее перспективные направления. Рынок стартапов в Казахстане не такой уж большой, так что мы будем специализироваться на областях, в которых можем конкурировать на международном уровне.
— Есть ли у Казахстана какие-либо особенности рынка по сравнению с остальными странами?
— Я долгое время жил в Сингапуре — стране, которая очень далеко продвинулась в плане инноваций. У этой страны много ресурсов, которые она смогла направить в нужное русло и не стала никого копировать. Чтобы создать более-менее устойчивую систему, Сингапуру потребовалось около 5 лет. Надеюсь, что в Казахстане этот процесс пойдет быстрей.
Я хочу отметить, что стартап-экосистема в каждой стране имеет свою специфику и зависит от множества факторов, например, от состояния экономики или образования, так что здесь нет универсального средства развития экосистемы. Мне кажется, вскоре мы увидим, как люди все больше обращают внимание на b2b стартапы, как это сейчас происходит на «зрелых» рыках. Наверное, этот шаг станет следующим в развитии экосистемы, как та, что сейчас есть в Казахстане.
На мой взгляд, в Казахстане отличная система образования, которая дает нам весомые преимущества по сравнению с остальными странами. Нам нужно смотреть дальше, чем ближайшее время. Уж не знаю, как назовут казахстанскую экосистему, может Яблочная долина или просто Долина, но в Казахстане есть очень молодое поколение стартапов и отличное образование, так что это одно из главных наших преимуществ.