История «мальчика, который выжил» покорила миллионы сердец. На ней выросло целое поколение детей. Фильмы (к слову, эта была очень бережная экранизация книг), взрослели от года к году вместе со своими зрителями, приобретая некую готичную мрачность и становясь все более серьезными. Но, как и любая история, история Гарри Поттера закончилась. Но Джоан Роулинг на радость фанатам вселенной Хогвартса, чародейства и волшебства начала новую серию. Из знакомых героев в ней почти никого не осталось. Кроме разве что молодого Альбуса Дамблдора. И – да – действие этой истории происходит задолго до появления лорда Волан-де-Морта. А ее главный герой – Ньют Саламандер, по учебнику которого спустя годы Гарри и его друзья будут изучать магических животных.
Но пока Ньюту далеко до написания учебника. Он путешествует по миру, собирая всевозможных легендарных тварей. Собственно именно им посвящена первая часть «Фантастических тварей», в которой мы заодно знакомимся и с антагонистом Саламандера магом Грин-де-Вальдом.
Вторая часть саги — «Преступления Грин-де-Вальда» — начинается с того, что этот злой гений (Джонни Депп) бежит из-под стражи и начинает свой крестовый поход против маглов. И сочувствующих им магов. Пока министерство магии решает в лучших бюрократических традициях решает, что с этим делать, в самое пекло занесет главного друга всей самой странной живности на свете Ньюта Саламандера (Эдди Редмэйн). С легкой руки Альбуса Дамблдора (Джуд Лоу) Ньют отправиться в Париж искать и приручать обскура Криденса (Эзра Миллер) — сутулого забитого юношу, который позарез нужен как Грин-де-Вальду, так и министерству. Первому, чтобы устроить небольшую магическую «хиросиму» в отдельно взятой Европе, вторым – чтобы этого не допустить.
Несмотря на то, что для работы над сиквелом вновь привлекли режиссера Дэвида Йетса, «Преступления Грин-де-Вальда» очень сильно изменились. Как по настроению, так и по подаче. Вторая часть «Тварей» приобрела нуарный оттенок и готическую эстетику.
А безумно обаятельный Эдди Редмэйн, больше не является стержнем сюжета. Как и его потрясающие животинки. На этот раз их будет до обидного мало. Зато непонятно зачем Йетс решил перегрузить картину второстепенными персонажами и ворохом ненужных подробностей. Впрочем, это, пожалуй, единственный недостаток картины, в которой поднимаются вопросы нравственности, толерантности, проблем всевозможных меньшинств (а ведь колдуны по сути такие же изгои, как и большинство меньшинств в мире), одиночества, отчужденности.
Грин-де-Вальд здесь одна из центральных фигур картины. Джонни Депп в роли этой одиозной личности просто великолепен. Она явно соответствует его нынешнему деструктивному настроению. В результате перед нами полный мрачного обаяния лидер (с маленькими такими усиками, да), борец за свободу высшей расы. Причем исключительно во имя мира во всем мире и самих маглов, имеющих склонность к самоуничтожению. И вот, знаете, нет ничего удивительного в том, что волшебники, которым надоело сидеть в подполье, вступают в ряды его последователей пачками. Причем среди них отнюдь не только подлецы и скрытые садисты…
Невероятным удовольствием было видеть Джуда Лоу. Его Дамблдор невероятно обаятелен. И ему как-то сразу прощаешь все. Даже добро, которое он походя наносит окружающим. Манипулируя, интригуя и недоговаривая. Да, если посмотреть беспристрастно, то Грин-де-Вльд как-то честнее будет. Но… Посмотрите в глаза Лоу, то есть Дамблдора, конечно, и вы сразу поймете, что он все делает исключительно справедливости ради. А то, что таскать каштаны из огня придется Саламандеру… Во-первых, Ньют «на этой войне крайне важная фигура, потому что его не интересуют власть и слава, он ведом лишь чувством справедливости» (как сказала Лета Лестрейдж: «Нет такого чудовища, которое ты не смог бы полюбить»). И в конце концов сам разобраться с Гри-де-Вальдом Дамблдор не может по очень личным причинам. А то, что у него это войдет в привычку… У всех свои недостатки.
Но и это в фильме не главное.
Представьте себе мрачный карнавальный Париж, над которым нависло низкое серое небо. И вот он внезапно покрывается зловещей траурной вуалью. Черная ткань струится по крышам и стенам изящных домов французской столицы, наводя ужас на очевидцев, после чего улетает в хмурое парижское небо.
Пожалуй, это самая выразительная сцена, которую нам подарил кинематограф в нынешнем году… Филипп Русло еще раз доказал, что просто так «Оскаров» за лучшую работу оператора не дают.
В общем, вторая часть саги о «Фантастических тварях» получилась невероятно атмосферной, красивой, местами остроумной, но очень запутанной. Впрочем, это всего лишь вторая часть из пяти. Так что все еще впереди…