Brexit: плохо для ЕС, но удобно для Астаны?

Опубликовано
По результатам выхода Великобритании из состава Европейского союза официальная Астана может даже выиграть, пусть и весьма в сомнительном плане

Предстоящий развод Великобритании с Европейским союзом может негативно сказаться на экономических показателях обеих сторон. Вместе с тем Brexit почти не затронет интересов Казахстана. Более того, ряд моментов процесса ухода Соединенного Королевства из структур ЕС позволит Астане облегченно вздохнуть.

Ожидаемое прекращение членства Великобритании в структурах Европейского союза второй год подряд является одной из самых главных тем обсуждаемых европейским экспертным сообществом. Несмотря на уже определенные условиями сделки сроки «развода», который официально завершится в марте 2019 года, до сих пор трудно понять, по какому сценарию он произойдет. Одни эксперты считают, что он будет жестким, в результате чего Соединенное Королевство практически сразу «освободится из оков «Единой Европы». Другие, напротив, уверены: выход Великобритании из состава ЕС будет достаточно мягким и окончательно завершится только к 2022 году.

Альтернативы нет?

Судя по сообщениям европейских и британских изданий, пока все идет к оформлению разрыва отношений между Соединенным Королевством и Европейским союзом по так называемому мягкому варианту. В его основе лежит план действующего премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, которая в своей последней публикации от 17 ноября в газете The Sun достаточно безапелляционно заявила, что альтернативы предлагаемому ею курсу нет. «Нет другого подхода, с которым мы могли бы согласиться с ЕС. Курс, который я установила, является правильным для нашей страны и единственным, который будет работать», – подчеркнула Тереза Мэй.   

По уверениям британского премьера, ее план, который предварительно согласован со всеми 27 странами, входящими в Европейский союз, позволит не только прекратить ежегодные взносы в различные общеевропейские структуры (в настоящий момент они составляют свыше £4,5 млрд, или почти $5,8 млрд по текущему курсу. – «Къ»), но и отменить превалирующую юрисдикцию Европейского суда над британским законодательством. Кроме того, ее вариант Brexit’а предусматривает скорый выход из общей политики ЕС в области рыболовства, что вернет Великобритании статус независимого прибрежного государства, а также отказ от ведения единой общеевропейской сельскохозяйственной политики с ее многочисленными квотами на различные фермерские товары.

Не забыла Тереза Мэй упомянуть в своей публикации и о защите миллионов рабочих мест в Великобритании, и о будущем ограничении миграционных потоков. В соответствии с ее планом Brexit’а предполагается, что Соединенное Королевство до 2020 года останется в едином таможенном пространстве с Европейским союзом. Делается этого для того, чтобы зависящие от беспрепятственной торговли с Европой британские производители получили необходимое время для подготовки к новым отношениям с ЕС. Одновременно с этим Лондон начнет ограничивать ранее бесконтрольный въезд мигрантов на территорию Великобритании, который во многом зависел от требований Брюсселя.

Большинство за жесткий вариант

Кстати, последний пункт имеет для жителей Британских островов особое значение. Дело в том, что нередко именно Соединенное Королевство является конечным пунктом устремления миграционных потоков не только из европейских стран, но прежде всего из Африки и Азии. Связано это с особенностями законодательства Великобритании, которое предусматривает каждому прибывшему из-за рубежа человеку в возрасте старше 16 лет и получение еженедельного пособия по безработице в размере почти £112,  и предоставление бесплатного муниципального жилья, аренда аналога которого на рынке недвижимости для местных жителей начинается от £280 в неделю.

Надо заметить, что далеко не все в Великобритании поддерживают план «мягкого Brexit’а» от Терезы Мэй. Даже среди членов британской Консервативной партии, членом которой она является, есть немало сторонников более жесткого «развода» с Европейским союзом, что, по наблюдениям постоянно бывающего в Соединенном Королевстве известного казахстанского экономического обозревателя Тулегена Аскарова, отражается и на настроениях подданных Великобритании. «Судя по публикациям в британских СМИ, а также по непосредственным моим беседам с жителями этой страны, после референдума по Brexit в 2016 году особых изменений в настроениях граждан Великобритании не произошло. Если жители больших городов и Шотландии в целом за то, чтобы остаться в ЕС, то жители сельской местности и небольших городов выступают за «развод» с Европейским союзом. При этом сторонников за жесткий выход из ЕС в целом больше, хотя они и понимают, что немедленный разрыв отношений вряд ли возможен и в реальности будет мягкий вариант, который растянется на несколько лет», – заметил в беседе с «Къ» Тулеген Аскаров.

Между тем очевидно, что даже мягкий вариант Brexit’а заметно изменит политическую и экономическую архитектуру Европы. Из-за появления дополнительных таможенных и пограничных постов на железных и автомобильных дорогах, а также в портах большего времени потребуется для доставки пассажиров и грузов в Великобританию и обратно. Свое место прописки сменит и ряд общеевропейских структур, которые до Brexit’а располагались, например, в Лондоне. Уже сейчас сразу несколько крупнейших финансовых институтов рассматривают в качестве альтернативы британской столице для размещения своих головных офисов такие города, как Париж, Франкфурт-на-Майне и Вену. По идее, должен Brexit затронуть интересы и Республики Казахстан.

Астане понравится

Впрочем, из бесед с экспертами выясняется, что по результатам выхода Великобритании из состава Европейского союза официальная Астана может даже выиграть, пусть и весьма в сомнительном плане. К примеру, по мнению сотрудничающего с известным изданием The Economist британского журналиста Джоанны  Лиллис (Joanna Lillis), после Brexit’а сотрудничество между Соединенным Королевством и Республикой Казахстан будет продолжено, но в несколько видоизмененной форме. «Поскольку в правительстве Великобритании понимают, – а это подтвердили и в МВФ, что от Brexit’а следует ожидать серьезного ухудшения экономических показателей, в настоящий момент идет работа по заключению новых торговых сделок со странами, которые не входят в состав Европейского союза. Хотя этот факт вряд ли сможет принести дополнительную пользу Астане. Ведь Казахстан ничего не производит из того, в чем нуждается Великобритания. Кроме, конечно, нефти и газа. Поэтому, скорее всего, Лондон в случае переговоров с Астаной по новым сделкам будет предлагать свои товары для продажи на рынке Казахстана», – заметила в беседе с «Къ» Джоанна Лиллис. В то же время в политическом плане, отметила она, официальная Астана может быть где-то даже очень спокойной. «Мы все знаем, что страны Запада традиционно поддерживали соблюдения прав человека во всем мире. Но в настоящий момент Соединенным Штатам это уже неинтересно, оставался только Европейский союз. Однако после Brexit’а ЕС, как и Великобритания, сильно ослабнут. Поэтому я думаю, что после «развода» с Европейским союзом Лондон уже не станет выдвигать какие-либо требования в области защиты прав человека по всему миру, включая и Казахстан. Намного важнее для Великобритании станет заключение различных торговых сделок, что, конечно, будет выгодно правительству Казахстана», – поделилась своей точкой зрения с «Къ» Джоанна Лиллис.

Пока не все ясно

Не видит проблем для Казахстана по итогам Brexit’а и живущий в Берлине независимый немецко-британский исследователь в области внешней политики Биргит Брауер (Birgit Brauer). В своем комментарии «Къ» она заметила, что разрыв отношений Великобритании с Европейским союзом никак не повлияет на отношения Брюсселя с Астаной. «Несмотря на то, что ЕС теряет одно из самых важных государств-членов, этот факт не меняет сути самой организации, ее структуры или отношений с другими странами. Все остается на своих местах», – подчеркнула Биргит Брауер, вместе с тем отметив, что несколько иначе надо смотреть на позицию Соединенного Королевства. Дело в том, считает она, что Великобритания испытает широкий диапазон изменений, масштабы которых в настоящее время предсказать невозможно. «Многое будет зависеть от окончательной версии соглашения по Brexit. И если двусторонние отношения между Казахстаном и ЕС измениться не должны, то Великобритании предстоит пересмотр своей политики, своих целей и своего места в мире. Приоритеты Лондона могут сильно поменяться, что потребует и корректировок по целому ряду вопросов. Этот момент и может внести изменения в отношения между Великобританией и Казахстаном. А вот какие именно изменения, никто по этому поводу определенного сказать не может», – заметила в разговоре с «Къ» Биргит Брауер.

Мина отложенного действия

И все же если на межгосударственном уровне проблем из-за Brexit’а не предвидится, то на уровне бизнес-структур в ближайшее время они могут появиться. Особенно в Великобритании, которая, по разным оценкам, должна будет заплатить за свой разрыв отношений с Европейским союзом в общей сложности от $39 млрд до $43 млрд. Соответственно, то ли случайно, по совпадению, то ли очень даже продуманно, в Соединенном Королевстве практически одновременно с началом Brexit’а вступило в силу законодательство по ужесточению требований к сведениям о происхождении капиталов. В соответствии с Законами «Ордера на имущество невыясненного происхождения» и «Об уголовных финансах» каждое «политически значимое лицо», в том числе и из-за рубежа, прямо или косвенно владеющего в Великобритании активами на сумму свыше £50 тыс., обязано доказать законности их происхождения. В противном случае активы будут конфискованы и пойдут в бюджет британской короны либо той страны, которая докажет, что средства были выведены с ее территории незаконным путем.

По словам постоянно бывающего в Великобритании казахстанского экономического обозревателя Тулегена Аскарова, считающего, что появление нового законодательства случайно совпало с процессом Brexit’а, новые британские правила касаются и казахстанских граждан, «коих в Британии сейчас проживает достаточно много». «По всей видимости, во избежание правовых коллизий некоторые из них начнут перемещать свои активы на континент, как это уже сделали несколько известных казахстанских компаний», – сообщил «Къ» Тулеген Аскаров.

Читайте также