Клиенты ЕАБР с удовольствием для расчетов пользуются национальными валютами. В этой связи, как только количество сделок в нацвалютах превысит на долговых рынках объемы «американца», можно будет говорить, что доля доллара в расчетах идет на понижение, отметили на брифинге участники XIII международной конференции «Евразийская экономическая интеграция».
«Потребность в рубле и в тенге существует. С удовольствием этими валютами для расчетов пользуются наши клиенты. Мы говорим о том, что потребность такая будет возрастать. Как тренд он существует и, на мой взгляд, это объективная ситуация. Сейчас ставки пошли вверх, национальные валюты дорожают, соответственно, и мы не заботимся о том, какую прибыль мы будем извлекать. Все-таки мы Банк развития. Вот возьмите, к примеру, проект БелАз. Чей это проект: русский, белорусский, казахский? Все это взаимосвязано», — заметил председатель правления ЕАБР Андрей Бельянинов.
В свою очередь заместитель министра финансов России Сергей Сторчак напомнил, что интеграционные процессы финансового рынка стран ЕАЭС начались не так давно и очевидно, что для создания единого рынка, единых систем, единого регулятора требуется гораздо длительный промежуток времени. Тогда как вопрос доллара на самом деле даже не в его валютных колебаниях, а в том в каких масштабах он будет использоваться международным сообществом.
В этой связи, отвечая на вопрос «Къ» о масштабах торговли американским «зеленым» и об агрессивной политике Трампа, и о ситуации вокруг Брексит замминистра финансов России, заметил: «Агрессия, с которой США стали продвигать свои национальные интересы, приведет к тому, что доля доллара в расчетах будет уменьшаться. И как только мы увидим, что от доллара будут отказываться на долговых рынках, в расчетах за биржевые товары, можно будет смотреть, в какую сторону американец начнет двигаться с точки зрения его цены».
Сергей Сторчак также отметил, что сегодня корпорации ориентируются на иностранную валюту из-за того, что хеджировать рубль стоит дорого. Но финансовый рынок развивается, а мы находимся в ситуации, когда долговой рынок корпоративных заемщиков серьезно превышает рынок суверенных облигаций. «Это прямой тренд к тому, что появятся суверенные инструменты, при которых будет легче хеджировать курс. Я думаю, глобальный тренд на использование при расчетах биржевых товаров существует. Активное развитие фьючерсов на нефть для Шанхайской сырьевой биржи тому свидетельство. Ежемесячно прирост оборотов на 30-40% на этой бирже. Хотя для нефтетрейдеров использование юаней, казалось бы, ситуация из ряда вон выходящая. Тем не менее, запуск состоялся, проект идет. Далее, я думаю, нечто подобное появится и у нас», — полагает г-н Сторчак.
Впрочем, по его мнению, говорить о переходе на единый валютный рынок к 2025 году пока все же преждевременно. «Через 3 недели в Минске пройдет Совет глав государств, где будет представлен первый вариант Концепции создания нового финансового рынка. Интеграция финансовых рынков идет, это факт. Банки, страховые компании все чаще и чаще присутствуют на рынках друг друга, но, видимо, все-таки требуется время и преодоление настороженности национальных финансовых элит. Наверное, все-таки какие-то шансы к созданию единого юридического пространства, усиление интеграции финансовых рынков все-таки имеются. С учетом того, что мы принимаем меры для регулирования национальных финансовых рынков», — говорит Сергей Сторчак.